Китай наносит очередной удар по Литве

Нет, не пугайтесь, военные действия не открыты и не предполагаются, Китай наказывает Литву другими способами — экономическими. Литовцы естественно уже заявили, что это малый товарооборот и на экономику никак не повлияет, но факт остается фактом, Китай наносит один удар за другим, при этом ответить Литве нечем.

Китай наносит очередной удар по Литве

На этой неделе китайская железная дорога отменила прямые грузовые поезда в Литву. Литва гордо ответила, что это не страшно и они готовы вернуться к поставкам китайской продукции через Польшу, с перегрузкой товаров из вагонов в фуры.

Любой нормальный бизнесмен экономит на логистике, но к литовским покупателям китайских товаров это не относится. Из-за политических проблем с КНР, созданных литовским правительством, литовский бизнес теперь будет платить за доставку больше, оплачивать дополнительную перегрузку и доставку товаров из Польши автомобильным транспортом.

Следующий шаг китайских товарищей был предсказуем и не заставил себя ждать. Теперь китайский бизнес отказывается от покупки литовских товаров. Товарооборот у Литвы с Китаем не очень большой, всего 1,5 млрд евро. Их них на поставки в Китай приходится 300 млн. евро, 1,2 млрд. евро это поставки из Китая.

Что поставляла Литва в Китай?

Китай наносит очередной удар по Литве

На первом месте зерновые культуры, примерно на 70 млн. евро, на втором месте древесина и изделия из неё на 33,5 млн. евро, на третьем месте месте медь и изделия из неё с долей 14,8 млн. евро. Мяса и изделий него из него отправляли в Китай почти на 2 млн. евро, молоко и молочные продукты на 3,45 млн. евро, фрукты и орехи на 3,68 млн. евро.

Различных химических продуктов на 4,42 млн. евро, разных продуктов питания на 2,29 млн. евро.

Как видно по структуре ничего высокотехнологичного в списке нет.

Что ответили в Литве на экономические проблемы с Китаем? Ничего страшного сказали в Литве, все эти проблемы тянут на 0,5% роста ВВП, нам не страшен серый волк! Вот так, легко и просто, разбрасываться ростом ВВП в половину процента. Не каждая Германия или Франция может себе такое позволить, а великая прибалтийская страна может себе это позволить.

«Торговые связи слишком слабые. Если взглянуть на экспорт литовской продукции в Китай и Беларусь, то это меньше 1%. Тут зависимость небольшая. Больше зависимость от экспорта услуг в Беларусь, особенно с железнодорожными перевозками и работой Клайпедского порта», – считает считает литовский экономист Мачюлис.

Ну конечно, это же не страшно, 300 млн. евро потерять на поставках в Китай, 150 млн. евро потратить на забор с Белоруссией и так далее. Про сокращения на литовской железной дороге и в порте экономист забывает сказать, как и забывает посчитать пособия, которые должно будет платить государство оставшимся без работы. Для этого экономиста это все не страшно.

Китай наносит очередной удар по Литве

«Беларусь и Китай немного значат для Литвы, экономические связи с ними слабые, мы туда ничего не экспортируем. Потеряем доходы от транзита и все», – успокаивает старший экономист банка Swedbank Nerijus Mačiulis.

Сразу вспоминается Латвия, где сначала тоже говорили, что не страшна потеря транзита, это процент в ВВП страны, ничего не случится вообще. А после была продажа локомотивов, вагонов, открытие на вокзалах баров, сдача в аренду всего что можно ждать и огромное сокращение работников железной дороги.

Подводим итоги на сегодняшний день

Итог двух экономических ударов Китая по Литве:

— литовский бизнес будет платить больше за перевозку товаров на 1,2 млрд. евро, прибавьте сюда хотя бы 0,5% и ощутите всю прелесть наказания литовского бизнеса

— Литва не сможет продавать в Китай товары на 300 млн. евро

Жду продолжения экономической атаки на Литву за попытку открытия посольства Тайваня в Литве. Скорее всего все представительства китайских фирм в Литве будут закрыты, сотрудники уволены. Потом последует выход из всех инвестиционных проектов и так далее. Литва готова пожертвовать всем этим ради посольства Тайваня.

Продолжим наблюдать со стороны. Затраты на мигрантов, затраты на Великую литовскую стену, затраты на организацию доставки китайских товаров через Польшу, с декабря падение доходов литовской железной дороги на 30% доходов от перевозки, а клайпедского порта минимум на 20%. Литва очень богатая страна, она сможет взять кредит и все выдержит, наверное. Хотя некоторые бизнесмены уже готовы уйти из Литвы, но ведь это не потеря для ВВП Литвы, правда?