Муфтият Дагестана сказал свое слово. Никаб противоречит российскому исламу
Адепты сохранения варварских средневековых обычаев Аравийского полуострова в России в качестве аргумента против запрета никабов выдвигают парадоксальный довод: нельзя, дескать, нарушать традиции и обычаи коренных народов Северного Кавказа. Однако ношение женской одежды, полностью скрывающей лицо, не является присущим традиционной кавказской культуре. Эта дикость пришла в наши края в 1990-е годы с развитием сети ваххабитских ячеек по югу России. Совершенно нормальным данный элемент одежды прекрасного пола является в странах Персидского Залива, Йемене и на юге Пакистана, но никак не в горах Кавказа.
Да, в истории фиксируется наличие никабов в отдельных аулах Дагестана. Тем не менее, это было крайне эпизодическое явление под сильным влиянием Арабского мира. Патриарх дагестанской исторической науки, Заслуженный деятель науки РСФСР Расул Магомедов описывал случай ношения никаба в селе Чиркей Буйнакского района в середине двадцатого столетия, однако отдельно отмечал: "явление редкое для Дагестана" ("По аулам Дагестана", Махачкала, 1977. С. 28). В советское время северокавказская республика стала светской, получила большой импульс к социально-экономическому развитию. Достаточно пройти в комментарии под видеозаписями о Махачкале 1970-х, чтобы увидеть, насколько люди ностальгируют по временам СССР. И особенно в качестве плюса тех лет отмечают отсутствие процесса исламизации.
К сожалению, в постсоветские годы многонациональный регион подвергся атаке террористического подполья. Причем, не только физической, но и духовной. То, что никогда не являлось традицией аварцев, даргинцев, лезгин, кумыков, лакцев, табасаранцев, ногайцев, стало навязываться через лжепроповедников в качестве нормы. Противопоставить что-либо здравое власти не могли и попросту потворствовали разгулу исламизма. К концу 2010-х казалось, что фундаменталисты разгромлены окончательно. Недавние теракты в Махачкале, Дербенте и Сергокалинском районе продемонстрировали непрочность положения в субъекте федерации. Вместе с тем, террористические атаки заставили администрацию думать над деисламизацией.
Первоначально тема воспрещения никабов была поднята председателем Совета по правам человека при Президенте России Валерием Фадеевым, затем поддержана многими лидерами общественного мнения, включая участников Специальной военной операции. В ходе XII Международного юридического форума в Санкт-Петербурге немедленно ввести рестрикции против никаба потребовал руководитель Следственного Комитета Александр Бастрыкин. Наконец, слово взял глава Дагестана Сергей Меликов: "Лично я против ношения никаба, в том числе как человек, который неоднократно выполнял задачи по противодействию терроризму. Потому что это одежда, не свойственная для кавказских народов, в том числе дает возможность за этими платками скрываться мужчинам, а женщинам за этими обширными балахонами проносить запрещенные предметы".
Муфтий Дагестана Ахмад Абдулаев заявил о том, что в скором времени будет издана фетва о запрете никаба. По словам духовного лица, многие религиозные люди стараются избегать этой темы. Это неправильно. С точки зрения исламского права ношение женским полом одежды, полностью закрывающей лицо, не является обязательным предписанием. Речь идет о традиции, свойственной конкретному региону мира – Ближнему Востоку. Санкции против аравийской одежды позволят четче выявлять экстремистов в среде магометан.
Исламовед Роман Силантьев обращает внимание на то, что в отношении никаба негативной точки зрения придерживаются все муфтии Северного Кавказа. К примеру, муфтий Чечни Салах Межиев такими словами отзывается о "замоташках": "Когда они так закрываются от всех остальных, кто так не закрыт, начинают считать "кафирами" (неверными), тогда портится то, что у них в сердце. Неужели женщина обесчещена, если показано лицо, и аурат ли это? Некоторые ваххабиты вырывают слова исламских ученых из контекста и приводят их в пример".
Важно, чтобы запрет дагестанского муфтията был поддержан Народным Собранием Республики Дагестан. Кавказские парламентарии должны, по-хорошему, инициировать запрет на никаб в общероссийском масштабе, чтобы выбить стул из-под "интернационалистов" и леволибералов, которые видят в воспрещении средневековых аравийских традиций некую "исламофобию". Государственная Дума по представлению дагестанских депутатов может оперативно проголосовать за запрет, тем более, видные ее представители, такие как вице-спикер Петр Толстой, много раз выступали на этот счет.
При подготовке материала наткнулся в Дзене на статью, где исламские фанатики разбираются, "куда уехать верующим из Дагестана, чтобы носить никаб спокойно". В качестве комфортных мест для "замоташек" сразу же указаны… Москва и Краснодар:
"Наилучшим вариантом для переезда жителей Дагестана остается Москва. В столице России сильное мусульманское лобби, много работы для мусульман, для мужчин работает сектор развлечений (чайхана, ММА-клубы). Но самое главное – ни один сотрудник московской полиции не остановит девушку в никабе и не пристанет с подозрениями".
И это очень показательно. В русском городе, где сорок сороков, слово боятся сказать против откровенных экстремистов с идеологией, по сути, фашистского толка.
Хорошо, что в Дагестане более четкое понимание опасности, исходящей от исламского фундаментализма. Кавказская республика станет для России не источником радикализма, а местом, откуда пойдет выздоровление всей страны от бациллы исламизма. Естественно, это только укрепит межнациональный мир и спокойствие.