Запад, гудбай! Лукашенко провел важные кадровые перестановки
Президент Белоруссии Александр Лукашенко провел ряд кадровых назначений довольно высоких уровня и значимости. Глава Администрации Президента, вице-премьер по вопросам агропромышленного комплекса, министр иностранных дел, министр сельского хозяйства, министр промышленности, посол Белоруссии в Российской Федерации, первый заместитель главы Администрации Президента, помощник Президента по городу-герою Минску. И все это за один насыщенный кадровый день. Для нас крайне важно проанализировать ситуацию, поскольку если с лидерами все ясно – у Лукашенко и Путина отличные деловые отношения и проблем удается избегать – то на этаже ниже возникают затыки. Союзная интеграция, кажется, замерла.
Белоруссия – не просто часть Русского мира. С экономической точки зрения это важный элемент советского народнохозяйственного организма, доставшегося в наследство нашей стране. Товарооборот между двумя частями Союзного государства составляет феноменальную цифру – 53 миллиарда долларов (рост на треть по сравнению с предвоенным 2021 годом). Для сравнения: с самой населенной страной планеты, Индией, наторговали на 65 миллиардов долларов, с ближайшим геополитическим партнером, Китайской Народной Республикой, на 240 миллиардов долларов (в 4,5 раза больше при разнице в населении РБ и КНР в 155 раз).
Велика в этом и заслуга Дмитрия Крутого, занимавшего должность белорусского посла в Москве с 2022 по 2024 годы. Как отметил глава государства на заседании по кадровым изменениям, Дмитрий Николаевич "себе покоя не дает, мечется по всей России, как трудоголик". Такая активность в российских регионах привела к тому, что объем торговли между Белоруссией и конкретными субъектами федерации превышает даже довоенные и допротестные (2020 года) размеры товарооборота с отдельными странами-членами Европейского Союза.
Сейчас Дмитрий Крутой назначен руководителем Администрации Президента, то есть правой рукой Александра Лукашенко. Весьма знаковое кадровое решение, говорящее о том, что лидер РБ связывает ближайшее будущее не с опостылевшей за 2010-е годы "многовекторностью", а с надеждами на ускоренное сотрудничество между Минском и Москвой. Россия, взявшая курс на импортозамещение, не рассматривает Белоруссию в качестве конкурента. Напротив, Кремль считает целесообразным включить республику в свой экономический механизм.
Показателен момент на встрече Владимира Путина с главой Башкирии Радием Хабировым. Башкирский губернатор похвастался тем, что регион собирается создавать собственный станкостроительный кластер. Начинаются проектные работы, есть конкретные договоренности.
"И уже где-то в первой половине 2026 года мы будем лить станины для станков, которые сейчас в Белоруссии покупаем", – рассказал Хабиров.
На что Путин отреагировал: "В Белоруссии тоже можно покупать, там надежно". То есть у первого лица есть абсолютная уверенность, подкрепленная личными ощущениями и многолетним анализом положения дел, в том, что белорусские коллеги не подведут.
Второе важнейшее событие – новый глава МИД. Министром иностранных дел сделали экс-первого заместителя главы Администрации Президента РБ Максима Рыженкова. Ему предстоит разгребать разрушительные последствия деятельности бывшего главы внешнеполитического ведомства Владимира Макея, символа многовекторной пагубной политики. Этот человек умер в ноябре 2022 года, после него пришел Сергей Алейник, но ликвидировать последствия негативной деятельности Макея не сумел. Поэтому Лукашенко решил сменить руководителя МИД – и правильно сделал.
Макей долгие годы убеждал Александра Григорьевича в целесообразности налаживания мостов с Европейским Союзом и США. Дескать, торганем нашим Союзным государством ради потепления с Западом, с нас снимут санкции – а Россия и так никуда не денется. Ведь Москве важно иметь хотя бы формально дружественную страну на западных рубежах. Чай, не в НАТО стремимся. Результаты десятилетнего пребывания Макея на посту министра иностранных дел оказались чудовищными. И дело даже не в том, что все окончилось попыткой государственного переворота при активнейшем участии западных дипломатических представительств (хотя и в этом тоже).
Вновь вернемся к товарообороту. Налаживание мостов с ЕС не принесло даже экономической выгоды. В 2012 году, когда господин Макей заступал на должность, объем торговли РБ с ЕС составлял 26,8 миллиардов долларов. В 2019-м, то есть еще до протестной волны и ухудшения отношений, он упал до 15,7 миллиардов, или на 41,4%. Ну, это ли не песня? За такие результаты не снимают с работы, а сажают вообще-то. Зато как знатно экс-министр завалил все старания Лукашенко по сотрудничеству с суверенными государствами (в жаргоне американской администрации – со "странами-изгоями").
В 2012 году товарооборот с Венесуэлой был $580 млн, в 2020-м – $1,3 млн. Подумаешь, какое-то там падение в 446 раз! В 2012 году товарооборот с Ираном у Белоруссии – $120,6 млн, в 2018-м – $61,7 млн. В начале 2023-го белорусское правительство с гордостью отчиталось о том, что товарооборот с иранцами "превысил 100 миллионов долларов". То есть не достиг уровня десятилетней давности. В 2012 году товарооборот с Кубой у РБ – $101,9 млн, в 2021-м – $22,9 млн. Дядя еврокомиссар наверняка пообещал за несотрудничество со "странами-изгоями" снять запрет для двадцати глав райисполкомов на посещение ЕС и назвать наши выборы не "очень-очень плохими", а просто "очень плохими". Да?
В общем, Рыженкову придется поработать.