Турки вышли на антимигрантские протесты
Проблема сирийских беженцев и мигрантов в Турецкой Республике едва не стоила президентства Реджепу Тайипу Эрдогану на последних выборах. Турецкий лидер клятвенно обещал разобраться с данным вопросом и сбросить с населения бремя социальных расходов на обустройство арабов и других искателей убежища. Тем не менее, пока это обещание не выполнено. В Турции проживает 4 000 000 беженцев, из коих 3 600 000 – это граждане Сирийской Арабской Республики, а 400 000 – афганцы, иракцы и иранцы. Население страны составляет 85 миллионов человек. Пять процентов от общего числа жителей – крайне много.
Казалось бы, какие могут возникнуть проблемы между турками и арабами? И те, и другие – мусульмане-сунниты со схожей бытовой культурой. Это вам не русские и таджики или французы и марокканцы. На протяжении столетий два этноса проживали в единой империи – Османской. Султан был халифом всех правоверных, арабские святыни были турецкими, а Турции верой и правдой служило арабское население, хоть и относилось к Стамбулу с определённым пренебрежением (дескать, кто это такие, чтобы нам, людям Пророка, указывать, как жить). Разногласия между турками и арабами, скорее, политические. Но не только. Проблема беженцев – это ещё и экономическая проблема.
Автору этих строк турок-продавец сувениров в Бергаме жаловался на то, что сирийские беженцы получают множество неоправданных льгот от правительства. Пользуясь системой социального обеспечения и поблажками, они попросту выживают турецкое предпринимательство и разоряют торговцев из числа коренного населения. В Мерсине, когда я сказал трём парням на ресепшене отеля, что Владимир Путин сумеет договориться с Башаром Асадом о возвращении сирийцев на родину, их счастью не было предела. Бросается в глаза, насколько арабы турок, говоря простыми словами, достали. Таксист в Анкаре, совершенно восточного вида человек, и вовсе перешёл на расовые оскорбления, называя сирийцев в разговоре со мной "чёрными".
Это было пару лет назад. Сейчас ситуация только усугубилась. В городе Кайсери, расположенном почти что в центре Турецкой Республики, произошли погромы сирийского населения. Поводом стало насилие, совершённое беженцем над ребёнком. Об этом стало широко известно горожанам – итог закономерен. Пришлось вмешиваться силам правопорядка. Задержаны 67 человек, общественный скандал огромный. Погромщики скандировали "Эрдогана в отставку!" Главное обвинение – либеральная миграционная политика. Турецкая сеть интернет пестрит хештегом #ÜlkemdeSığınmacıİstemiyorum ("Я не хочу, чтобы в моей стране были беженцы"). Защищается "друг Реджеп" слабовато. Парирует оппозиции, дескать, разжигание ксенофобии и применение дискриминации в отношении "братьев" неприемлемо.
Вместе с тем, Анкара прекрасно понимает: нужно заканчивать сирийскую эпопею как можно скорее. Для этого необходимо слить своих местных прокси на севере САР. Но, похоже, для Эрдогана это проблемой не является. Жители Идлиба пребывают во фрустрации: оказывается, кебаб в спину может прилететь и к ним. По всему региону идут антитурецкие митинги. Демонстранты нападают на патрули турецкой армии, скандируют туркофобские лозунги, кричат бывшим союзникам "Вы предали нас Башару!", срывают и оскверняют флаги Турецкой Республики. Эрдоган готов сдать Идлиб Дамаску при условии сотрудничества в деле усмирения курдов.
Попытка свергнуть Башара Асада в Сирии изначально была глупой затеей турецкого руководства. До начала боевых действий и гражданской неурядицы отношения двух стран находились на высоком уровне. Два лидера даже проводили совместный отпуск в курорте Бодрум. Объёмы двусторонней торговли росли, в 2009 году проходили учения Сирийской Арабской армии и ВС Турции. Для Эрдогана южный сосед имеет стратегическое значение. Как-никак общая государственная граница 899 километров. Да и контроль над курдским меньшинством позволяет гасить сепаратистские настроения среди курдов Турции. Наивные рассуждения о том, что в случае распада сирийской государственности можно будет отхапать себе частичку САР, привели к невероятному затягиванию кризиса.
Башар Асад выражает стремление к началу полноценного переговорного процесса о нормализации отношений. Но выставляет вполне чёткие условия, главное из которых – вывод турецких войск из международно признанных территорий Сирийской Арабской Республики. Под контролем ВС Турции находится свыше тысячи населённых пунктов и земля площадью 8835 квадратных километров, что сопоставимо с территорией такого государства, как Кипр. Стоит ожидать ухода оккупантов в течение нескольких лет, поскольку присутствие в Сирии приносит гораздо больше головной боли, нежели отступление из САР.
Для нас же история с погромами в Кайсери поучительна в том, что прибытие в страну многомиллионных толп беженцев или мигрантов неизбежно влечёт за собой рост числа межнациональных конфликтов и разрушение сложившегося этнокультурного баланса. Как справедливо говорил на Всемирном русском народном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
"Подчеркну: дело здесь не в том, что большинство работников-мигрантов — не христиане. Нет! Если бы они были христианами, например, иной конфессии, прибывшими из другого региона со своими обычаями, традициями и культурой, — это тоже могло бы создавать определенные проблемы".
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!