В рядах ВКС паника из-за скорого прибытия самолетов F-16?
Утром нашел такой вот пост от нашего летчика. Вернее пилота вертолета КА-52. Он пишет о том, что на Украину скоро прибудет очень "опасный враг", в лице самолета F-16. Тем более если его снабдят ракетами AIM-120 модификаций С и D.
Не знаю, на сколько это правда или вымысел. О самолете F-16 и ракетах AIM-120 я писал ранее. Разбирал их возможности и ТТХ.
Самолет F-16 это серьезная машина. Этот самолет очень успешен в коммерческом плане. Он разошелся по свету большим тиражом. Благодаря хорошему соотношению цены и необходимых ТТХ. Также у него низкие затраты на содержание машины. Все благодаря наличию одного силового двигателя.
Однако плюсы плавно переходят в минусы. Один двигатель, снижает надежность машины. Повреждение единственного двигателя или поломка его в воздухе приводит к падению машины. По данным западных СМИ потери от авиакатастроф за все время эксплуатации "Боевого сокола" было больше чем потери в боях. И те и другие потери исчисляются сотнями.
Теперь разберем опасения на которые ссылается автор строк. Первый абзац посвящен дальности обнаружения и поражения самолетов в бою. Типа у противника появится равный с нашими машинами самолет.
Я в этом сомневаюсь. Не знаю какой модификации поступят в состав ВВС Украины самолеты. Но точно они европейской сборки и официально не имеют последней модернизации самолета. По открытым источникам модификации будут, так называемый Bloc 30 или 40. Тем более это самолеты собранные на европейских заводах и имеют свою специфику под нужды страны эксплуатанта. Ранее я разбирал их особенности.
Про бортовые радары самолетов. Этот вопрос очень спорный. Дальность обнаружения РЛС самолета противника зависит от многих факторов. Плюс не нужно забывать, что с обеих сторон используется активно системы РЭБ. В этом случае эффективность обнаружение цели снижается.
Про ракеты AIM-120 модификаций С и D. Думаю что будут переданы ранние модификации ракет с буквой С. Возможно будут варианты от С5 до С7 (серии модернизации ракет). Сейчас они еще актуальны и их много на складах. Вариант AIM120D это новая ракета, очень дорогая. Она создана под новый авиационный комплекс F-22. Их еще не так много произведено для ВВС США.
Вообще ракета дорогая. Вариация С5 стоила 1,3 млн доллара. С7 через 10 лет уже оценивалась почти в 2 миллиона долларов.
Под какие задачи передают эти самолеты? От этого зависит какие боеприпасы будут переданы вместе с этими самолётами. Если оценивать через призму нынешней агрессии Израиля против Палестины, то необходимо обеспечение на многие миллиарды долларов.
Я думаю что основной целью F-16 будет борьба с нашими крылатыми ракетами. Тут пойдут недорогие ракеты ближнего радиуса действия. Концепция США и стран НАТО в целом строится на завоевании господства в воздухе. По этой причине истребителям придается приоритетное значение. Наземные средства ПВО играют второстепенное значение.
Конечно же, F-16 будут пытаться работать по нашей авиации и наносить какие то удары высокоточным оружием. И тут так же есть особенности. 20, 30 или 40 самолетов не сыграют большой роли при слабом снабжении боеприпасами, запасными частями и ГСМ.
За один вылет самолету нужно 4 тысячи литров топлива. Причем топлива которое не производят Украинские НПЗ. Хотя возможно уже подготовили базу для производства такого топлива. Но все равно возникает особенности доставки и хранения топлива.
Такая же ситуация будет с боеприпасами к данным самолётам. Хранение, размещение, эксплуатация и доставка различного рода боеприпасов к этим самолетам.
Так же есть особенности размещения данных самолетов. Если размещать их в ближайших странах НАТО, то возникает вопрос холостых пробегов от аэродромов НАТО до линии боевого соприкосновения (ЛБС). Это влияет на эксплуатационные расходы и износ техники. Разместить на территории Украины, значит подвергнуть их неминуемой опасности. Наши ВКС обязательно будут наносить удары по аэродромам базирования.
При таком размещении самолетов, о каких то западных действиях против наших ВКС не стоит и думать. Наша разведка будет быстро устанавливать факт вылета самолетов с аэродромов НАТО. Эффект неожиданности потерян. Остается вариант патрулирования, что приводит к лишним затратам и малой эффективности применения самолетов.
Не стоит забывать, что против украинских ВВС будут работать не только наша авиация, но и наземные ПВО. Что снижает работу самолетов в режиме ЗАСАДА и ПАТРУЛИРОВАНИЕ.
При размещении на территории Украины, их будут рассредоточивать. Это значит на каждом аэродроме должна быть необходимая техника и специалисты для обслуживания самолетов. Все это несет определенные особенности и трудности в использовании. Правда сокращает расходы на полеты и увеличивает частоту использования самолетов.
Про опыт летчиков. Не стоит думать, что там какие то монстры летают на самолетах. Летчики стран НАТО такие же люди как и в России. У разных летчиков есть опыт полетов на разных модификациях F-16. Кроме того, если летчик долго не летал, ему нужна подготовка. На это нужно время. Да и уровень подготовки у летчиков разных стран, отличается. Кто то имеет боевой опыт как истребитель ПВО. А кто то как летчик производивший штурмовку наземных целей.
Про возможности работы F-16 в связке с самолетами АВАКС. ВОПРОС, а они у ВСУ есть? Да, Швеция передаст пару своих самолетов ДРЛО. Но это не полноценный АВАКС. Данный самолет был заточен под возможности армии Швеции. Будет построена система взаимодействия шведских самолетов ДРЛО с данными самолетами?
Есть еще очередная особенность. По каким стандартам линий связи будут осуществляться связь борта самолета ДРЛО и пилота F-16? Я думаю, что НАТОвцы не предоставят свои линии последнего стандарта Link 16. Возможно будут использовать ранние стандарты систем связи. Что будет снижать надежность взаимодействия в условиях работы РЭБ.
Слабое место ракет AIM 120 C и D большой дальности в наведении и управлении ракет на большой дистанции. Когда готовился писать этот материал, то прочитал что у Израиля был отрицательный опыт применения 5 ракет AIM-120 C7 на предельной дальности. Самолеты противника просто ушли из под удара.
Пуски ракет на большие дистанции имеют свои особенности. Они особенно удачны, если производятся из засады. Когда цель не подозревает об атаке на нее. Так было с нашим СУ-24 в Сирии. Турецкий F-16 запустил ракету AIM-120 C6 в заднюю полусферу. При этом дистанции были относительно небольшими и действовал он из засады.
Последняя модификация ракеты вариант D имеет на борту систему позиционирования GPS. В условиях, где сигнал спутника позиционирования давится средствами РЭБ, снижает возможности применения ракеты этой модификации на этом театре военных действий.
Есть еще одна тонкость. Из-за своих особенностей F-16 не имеет устойчивость в полете. Он практически слабый на малых скоростях. Для устойчивости самолета в полете и для простоты управления полетом, фактически самолетом управляет бортовой компьютер. В случае выхода из строя бортового ЭВМ под влиянием мощного электромагнитного импульса, самолет может рухнуть на землю. В истории авиационных происшествий с этим истребителем, когда бортовой компьютер давал сбой и самолет падал, происходили.
Про строевых летчиков стран НАТО, которых хотят натренировать. Тренировать их нужно на том самолете, на котором они летают в штатном режиме. Так же с тем вооружением, которое у них стоит штатно в их ВВС. Полученный опыт на данных модификациях и с боеприпасами которые будут предоставлены под эти самолеты, могут быть не актуальны. Это очень тонкая специфика.
Яркий пример, опыт наших и немецких летчиков которые воевали в Испании. В большинстве случаев он им не пригодился, так как после этого произошли изменения в технике и тактике боя.
В конце делаю вывод. Нельзя недооценить врага. Но и переоценивать не стоит. Нужно трезво осознавать с чем придется столкнуться. Тогда и будет успех.