Последствия политического детерминизма: теперь Грузия будет закупать пшеницу не у РФ, а у Европы. Но уже по завышенным ценам
Грузия в январе стала четвертой страной по объемам закупок российской пшеницы, и это в то время как официальный Тбилиси продолжает обвинять Москву в «оккупации грузинской территории».
В январе в Грузию поставлено рекордные 215 тыс. тонн российской пшеницы, что соответствует четвертому месту среди импортеров после Турции (636,1 тыс. тонн), Египта (471,3 тыс. тонн) и Пакистана (225,6 тыс. тонн). С начала сезона в Грузию отгружено 625 тыс. тонн пшеницы из РФ, а весь грузинский годовой импорт министерство сельского хозяйства США (USDA) оценивало в 600 тыс. тонн.
Ситуация с торговлей показательна. Грузия, на словах критикующая Россию, продолжает активные экономические отношения с РФ. Впрочем, как и Украина, закупающая у «страны-агрессора» газ и т.п.
Но сейчас речь о другом, Российская Федерация задействовала регуляции, которые анонсировала заранее. В результате экспорт пшеницы сократился. Установлены квоты и новые таможенные тарифы. С 15 февраля из страны разрешено импортировать только 17,5 миллиона тонн зерновых, а на каждую тонну теперь накладывается таможенный платеж в размере 25 евро, который с 1 марта возрастет до 50 евро.
Грузинские эксперты в сфере сельского хозяйства больше полутора лет предупреждали грузинское правительство, что к весне 2021 года у Грузии неминуемо возникнут проблемы с завозом пшеницы. Предупреждения сопровождались категорическими обращениями к властям с просьбой переговорить с Россией по этому вопросу, поскольку необходимая для производства муки и выпечки хлеба пшеница на все сто процентов поступала в Грузию как раз от северного соседа.
Однако руководство страны убедило всех – проблемы с пшеничной мукой не возникнут (при этом не сказав, что надеялось оно все на ту же Россию), и было просто начато субсидирование несколько подорожавшей муки.
Соответственно, для нас настанет период, о котором не раз писали – для производства хлебной муки нам понадобится пшеница, и для ее завоза необходимо искать реальные альтернативные возможности. В итоге, Грузия оказалась в положении, к которому Запад прямо или косвенно ее подводил – стране непременно придется искать продавцов пшеницы в Европе, и цена ее теперь уже не имеет значения. Республика вынуждена покупать ее по любой цене, а Европа диктует свои условия – то есть, по какой цене пожелает, по той и продаст, поскольку это жизненно необходимый продукт. А протестовать мы не сможем по двум причинам: первая – нужда, и мы в любом случае будем вынуждены покупать. И вторая – разве мы когда-нибудь в чем-нибудь перечили Европе?..
Крупнейшие производители хлеба в Грузии уже открыто говорят о том, что будут вынуждены поднять цену, и если сегодня прибавка составляет, как минимум 20 тетри, то с 1 апреля она дорастет до 40 тетри. В результате, цена на хлеб может дойти до 1,5 лари, и для огромной части населения это равносильно смертному приговору. Оставшиеся без работы люди питаются, в основном покупая и потребляя хлеб, и полностью зависят от этого продукта. Его удорожание окончательно всех подкосит. Руководство страны уже в который раз все надежды возлагает на западных партнеров, однако трудно избавиться от подозрения, что они и в данном случае поведут себя так, как вели все последние 30 лет: отказывать не откажут, но и ничего не дадут за приемлемую цену, при этом все равно заставят нашу власть себе аплодировать.