Украина? Вот вам новые бусы и кольцо в нос
Итак, пан Зеленский прибыл в Вашингтон. Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы об отношении Соединенных пока Штатов к нашим ближайшим западным соседям.
На фоне афганских событий визит украинского президента выглядит, мягко говоря, неудачным. Да, он сегодня встретился с министром обороны Ллойдом Остином и тот пообещал Украине с барского плеча военную помощь. На целых 60 млн долларов. Дескать, ни в чем себе не отказывайте.
После 85 млрд, вбитых Пентагоном в афганские силы безопасности, это выглядит даже не насмешкой, а откровенным пренебрежением — но куда ярче тональность публикаций в американских СМИ, прямо указывающих Белому дому, почему вообще не стоит иметь дел с нынешней украинской властью.
Честно говоря, даже я удивился. Формула «да, он собачий сын, но это наш собачий сын» вдруг перестала действовать и американские журналисты начали рисовать некую новую реальность в отношении Украины и ее нынешней власти — а там для Зеленского очень неприятные вещи.
«Наличие Украины в качестве фактического “союзника” должно вызывать у Вашингтона все большее беспокойство. Соединенные Штаты изображали эту страну как мирную западную демократию, стремящуюся защитить свою территорию и независимость от якобы хищнической России.»
Это только начало, настоящая жесть начинается дальше — и это в одном из ведущих СМИ Америки, откровенно выступающем на стороне демократов:
«Ключевые предположения, лежащие в основе политики США в отношении Украины, ошибочны. Растущий авторитаризм, а не приверженность демократии, характеризует внутреннее управление Киевом, а внешняя политика страны тревожно воинственна по отношению к своему гораздо более крупному и могущественному соседу. Украина является как недостойным, так и опасным партнером для Соединенных Штатов.
Правительство Зеленского не только увековечило повсеместную коррупцию, которая преследует Украину с момента обретения независимости, но и усиливает политику, подрывающую основные гражданские свободы. Зеленский и его сторонники утверждают, что ограничительные меры необходимы, чтобы помешать подрывным усилиям России, но в настоящее время целями являются классические либеральные фракции, которые не имеют вероятной связи с Кремлем. Лидеры США сталкиваются с перспективой поддержки плохо замаскированной автократии, а не демократического правительства.»
Это уже даже не звоночек, это набат, панове! Как только в Соединенных Штатах начинают рассуждать об автократичности той или иной страны, ничем хорошим для клиента это не кончается. Наоборот — к этой стране возникает все больше и больше вопросов, на которые так неудобно давать ответы.
Например, вопросы о коррупции. Это вообще неисчерпаемая тема, особенно от американцев, возвысивших коррупцию до вполне законного способа личного обогащения — но одно дело американцы и совсем другое — какие-то там туземцы, пусть даже и временно полезные для Вашингтона.
«Хотя внутренние тенденции в Украине вызывают тревогу, гораздо большую тревогу вызывают ура-патриотическая риторика руководства и политические позиции в отношении отношений Киева с Москвой. Это развитие должно быть больше, чем предметом академической озабоченности для Соединенных Штатов. Даже несмотря на то, что Украина не является членом НАТО, и Конгресс никогда не просил одобрить какое-либо соглашение (тем более официальный договор, требующий двух третей голосов Сената), рассматривая Киев в качестве официального союзника США, американские официальные лица явно рассматривают страну как важного политического партнера и партнера в области безопасности.
Администрации Трампа и Байдена одобрили многочисленные продажи оружия Киеву, персонал США обучал украинские войска, а вооруженные силы США (наряду с подразделениями из других стран НАТО) несколько раз проводили совместные военные учения (военные игры) со своими украинскими коллегами. Короче говоря, лидеры США рассматривают Украину как полноправного, хотя и фактического союзника.
Однако на самом деле Киев не является союзником; это слабая страна для безопасности США, у которой явно враждебные отношения с Россией. Но украинских лидеров не останавливают военные ограничения их страны. В конце августа Украина провела свой первый за несколько лет военный парад, посвященный 30-летию своей независимости, и заявила, что вернет себе как Крым, аннексированный Россией в 2014 году, так и территории на востоке Донбасса, которые находятся под контролем поддерживаемых Кремлем сепаратистов. Официальный документ оборонной стратегии страны (принятый в марте план) прямо включает эти цели.
Более того, цель представляется более чем риторической. Весной 2021 года Киев начал размещать войска и танки вблизи Крыма для проведения военных учений. Россия ответила некоторыми собственными крупномасштабными перемещениями войск, и военный кризис, который потенциально мог поссорить Соединенные Штаты и НАТО, закипел. К счастью, хладнокровие возобладало, и обе стороны начали отступать, но Крым и прилегающая территория остаются тревожными горячими точками.»
Похоже, в Белом доме и Пентагоне всерьез стали раздумывать над вероятностью втягивания Америки в случайный военный конфликт с Россией — и этот план нравится Вашингтону все меньше и меньше. Более того, сама вероятность такого столкновения стала бы катастрофой для доминирования США уже не только на Ближнем Востоке, но и в Европе — а вот этого уже сами американцы допустить точно не желают.
National Interest в последнее время просто удивляет здравостью суждений в отношении Украины. Их можно понять — Америка ушла из Афганистана, до конца года она выйдет из Ирака и значительно сократит свое присутствие в регионе стран Залива с конкретной целью — американцам нужна концентрация сил против Пекина.
Бороться на двух направлениях, в том числе и с русскими, Вашингтон уже просто не способен — и любой «союзник», подталкивающий США к возможному конфликту из-за Крыма, Донбасса или Северных потоков является потенциально опасным элементом всей системы американской стратегической безопасности. Это понимает Белый дом, это понимают в Пентагоне и ЦРУ — и поэтому Киев не получит ничего, кроме дешевых стеклянных бус и обещаний проявить непоколебимую решимость, если вдруг что-то начнется с Россией.
«Отношение к Украине как к союзнику создает серьезные и растущие опасности для американского народа. Единственное, что хуже слабого, уязвимого клиента в области безопасности, — это слабый, уязвимый клиент, который стремится проводить агрессивную политику, которую он не может поддерживать своими собственными военными ресурсами, и вместо этого ожидает поддержки от своего могущественного благодетеля.
В 1914 году Сербия запутала царскую Россию в ее безрассудных амбициях и спровоцировала массовый конфликт, который уничтожил ее покровителя. Учитывая поведение Киева, Украина может стать Сербией 2020-х годов. Администрация Байдена не должна повторять глупость русского царя и попадать в такую ловушку. Вашингтону следует освободить Украину и позволить ей самой позаботиться о себе.»
Афганский кризис поднял новую волну обсуждения будущего системы безопасности Евросоюза. К примеру, французы уже предлагают создать новый военный блок, только уже без участия Америки. Этот альянс должен будет заниматься исключительно безопасностью Старой Европы — и в него, скорее всего, не возьмут не только Украину, но и всю Восточную Европу, включая Прибалтику, Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехию и Словакию.
Пока Запад размышляет, какой будет конфигурация мира после афганского драпа, украинской власти лучше бы вовсе не отсвечивать. Однако в Киеве международную политику понимают весьма своеобразно — и уже первого сентября пан Зеленский будет требовать от Байдена принять Украину в НАТО, дать ВСУ много-много нового блестящего оружия и лично перепилить ножовкой по металлу «Северный поток-2».
Возможно, Володымыр Олександрович не только повысит голос на дедушку в Оральном кабинете, но и топнет ножкой — и тогда-то Украине наконец-то повезет. Наверное.
Но, скорее всего, мы уже к вечеру услышим о вэлычезной и яскравой дипломатической перемоге, за которой не будет ничего, кроме пустоты — и именно эту пустоту пан президент и привезет обратно в Киев.
Впрочем, судя по тону, которым американские СМИ встречают украинского президента, перемога еще до отлета домой уверенно превратится в привычную зраду.
А это уже традиция украинской власти — и нарушить ее никому не удастся.
Поïхало дурне в турне.