Слет «хромых уток»: Момент истины наступает не только для Украины
Юбилей с мыслью о скорых похоронах — так можно назвать саммит НАТО, который открывается в Вашингтоне. Гости, конечно, чествуют хозяина торжества, но шушукаются о том, что долго он не протянет. Обсуждают, во сколько встанет лечение. Вьются вокруг потенциального наследника.
Каждого гнетут свои заботы: кого подсидели конкуренты, кто в долгах как в шелках… И всем порядком надоел бедный родственник из Кривого Рога, который просит и просит до получки.
Одним из первых прилетел Зеленский. Взял, кстати, с собой жену — она любит американские магазины. Но гораздо расторопней нелигитимного президента Украины оказались министры обороны прибалтийских республик. Прибалты тонко чувствуют, куда дует западный ветер — поэтому наперебой льстили Дональду Трампу. Даже лексику использовали специально для него, любящего гольф.
Трамп, как известно, однажды стукнул кулаком по столу и заявил европейцам: а-ну ка платите за членство в Альянсе по полной, иначе вы не с нами. И что же втолковывает сегодня американским журналистам глава Минобороны Эстонии Ханно Певкур?
«НАТО — это клуб, — сказал Певкур. — Надо уважать его правила. Если не заплатите — играть не сможете». И выборов в Штатах, добавил, бояться не надо. Поскольку (это уже продолжил латышский министр Спрудс) «Соединенные Штаты для нас незаменимы».
В общем, ораторы уже явно обращались к Дональду, а не к Джо Байдену.
Для Байдена саммит западные аналитики называют «моментом истины». И публика, и демократы с республиканцами, и дорогие западные партнеры будут следить за каждым словом и жестом, за каждой заминкой президента США.
После встреч с главами стран Альянса в четверг он собрался дать большую пресс-конференцию. Если опять зависнет, как на дебатах с Трампом, или назовет себя «черной женщиной», как на днях в телеэфире, однопартийцы могут от него окончательно отвернуться. И потащат в президентскую гонку других персонажей, которые станут нещадно толкать друг друга локтями.
Чуть лучше Байдена — но только чуть — ощущают себя другие видные фигуры саммита. Президент Франции Эммануэль Макрон, который слил выборы социалистам.
Канцлер Германии Олаф Шольц, чьи сторонники опозорились на пути в Европарламент, премьер Канады, любитель престарелых нацистов Джастин Трюдо (в Канаде выборы на будущий год, и шансов у его партии минимум)…
Пока не выпавшие из реальности лидеры вроде венгерского премьер-министра Венгрии Орбана пытаются нащупать возможные сценарии мира, их самые пугливые коллеги по НАТО упиваются своей истерикой.
«Тратить два процента ВВП на свою оборону недостаточно! — воззвал в Вашингтоне эстонский министр Певкур. — Нужно три процента!»
А вот слова Салливана, помощника Байдена по нацбезопасности: «Страны НАТО на саммите впервые примут индивидуальные обязательства по укреплению военного потенциала».
И все это тоже — подготовка к президентству Трампа, который, глядишь, и вовсе выпихнет из-под ядерного натовского зонтика злостных неплательщиков. Или примет обязательства не расширять Альянс на восток. Как тогда жить бок о бок с великой и ужасной Россией?! Вдруг нападет?
Цитату Владимира Путина по этому поводу — «Вы сбрендили совсем, что ли? Тупые, как этот стол. Кто это придумал? Это чушь, бред собачий» — на Западе явно не расслышали.
Ну а что Украина? Ей в проекте коммюнике саммита предложили дивную формулировку: путь незалежной в НАТО «необратим».
— Дорогой, когда ты на мне женишься?!
— Твой путь к замужеству необратим.
За такое надо бы дать по морде, но нельзя — дорогой содержит, и квартира его.
Зеленский хочет еще содержания: и F-16, и семь штук установок Patriot, и денег, конечно. А контрнаступ все не выходит и не выходит…
Весьма показательно интервью спикера Госдепа США Дэна Сайзека украинской прессе, которую Зеленский привез в Вашингтон. Сайзека спросили, дадут ли страны НАТО Киеву больше 40 миллиардов долларов в 2025 году, о чем вроде договорились (сразу на несколько лет договориться не вышло).
— У меня нет официальной информации на этот счет, пока неизвестно, — уклончиво ответил Сайзек. На Украину, то есть, уже не очень хватает.
И вот это правда необратимо.