Как McDonald’s победил Марин Ле Пен
Как McDonald's победил Марин Ле ПенСегодняПобеда коалиции левых во Франции — это триумф Pax Americana. Но надолго ли?
Хотя "Национальное объединение" (RN) обычно упоминается в одном ряду с нацистским коллаборационистским правительством Виши, с политической точки зрения его точнее понимать не как «фашистское», а как группу социал-демократов, выступающих против универсализма. Например, партия Марин Ле Пен не ставит под сомнение легитимность социального обеспечения как такового. Скорее, RN стремилось закрепить во французском законодательстве принцип «национального предпочтения», при котором благосостояние и социальное жилье будут отдаваться приоритету французским гражданам перед иностранными гражданами.
Это даже больше, чем национальный политический вопрос, это международный вопрос: он служит основным сигналом о принадлежности или выходе из интернационалистического консенсуса, который установился на Западе после Второй мировой войны. Правомерно ли при любых обстоятельствах с моральной точки зрения проводить различие между своей группой и чужой группой при распределении социальных ресурсов? Существуют ли аут-группы вообще? Это фундаментальный идеологический вопрос; и поскольку Америка была в числе выигоавших Вторую мировую войну, а в 60-х годах в этой стране восторжествовал эгалитаризм, единственным допустимым ответом на это было «нет».
Мечта Pax Americana 20-го века о всеобщем изобилии и гармонии, возникшая в результате этого консенсуса, была основана на отсутствии жестких границ между странами, народами, культурами или политиками. Вместо этого мир будет стремиться к тому, что Лео Штраус назвал «универсальным и гомогенным государством», состоянию счастья, при котором конфликты больше не будут необходимы — по крайней мере, не между государствами с «Макдональдсом».
Доктрина «Макдональдса» сохранялась, по большому счету, до 2008 года, когда глобальный финансовый крах также привел к конфликту между государствами «Макдональдса» в России и Грузии. Этот год также, возможно, не случайно, ознаменовал начало возвращения "Национального фронта", предшественника RN – подъём, ставший возможным из-за все более осажденного вида неолиберального мировоззрения, которое, по-видимому, больше не способно распространять растущий уровень жизни для всех. За тот же период способность Америки проецировать мощь и поддерживать экономическое и культурное доминирование, которое лежало в основе «Мира Макдональдса», стала казаться все более хрупкой: ощущение имперского упадка, кульминацией которого стал первый с 1945 года серьезный европейский конфликт на Украине.
Из этого мы можем сделать вывод, что народы, которые присоединились к американской парадигме в ее салатные дни, дополненные ее интернационалистскими и посткультурными указами, становятся беспокойными сейчас, когда волна изобилия уходит. К числу тех, для кого это наиболее очевидно, относятся сельская беднота, менее образованная и склонная к понижению мобильности молодежь: те самые группы, из которых RN черпает свою электоральную базу. Для таких групп становится все менее очевидным, почему европейские народы должны принять интернационалистские взгляды, дополненные антиисторическим американским нарративом о «нации иммигрантов», когда они, кажется, только приводят к более интенсивной конкуренции за ресурсы и нежелательным культурным изменениям.
В этом контексте платформа «национальных предпочтений» RN имеет смысл. Этот аргумент гласит, что когда ресурсы ограничены, внутреннюю группу следует определять как нацию, а не весь мир, и это должно быть отражено в законе и политике. Судя по результатам вчерашнего вечера, этой точки зрения сейчас придерживаются около 37% французских избирателей, то есть существенное меньшинство.
Они потерпели сокрушительное поражение от разношерстной коалиции левых утопистов и неолибералов, которые внутри страны почти ни в чем не согласны, но, тем не менее, по-прежнему в целом поддерживают эгалитарный интернационализм в американском стиле. Как бы пресса ни формулировала это, в таком случае это не столько борьба между левыми и правыми, сколько между политическими парадигмами на гораздо более фундаментальном – и международном – уровне.
Как долго это продлится? По последним подсчетам, решающий фактор, вероятно, находится за пределами Франции. Если широкая поддержка эгалитарного интернационализма является залогом более широкой принадлежности к Pax Americana, то его победа или поражение, вероятно, зависит от того, что происходит в имперском ядре в Вашингтоне. Если в конце этого года к власти в Соединенных Штатах придет менее интернационалистический, более скептически настроенный к НАТО режим и его геополитический фокус сместится на Восток, как долго призрак Второй мировой войны будет продолжать пугать европейцев, заставляя их сегодня стремиться к эгалитарному универсализму в американском стиле? Не навсегда, скорее всего.
В этом случае нам следует ожидать гораздо более существенного возрождения, чем мы наблюдаем до сих пор, по всей Европе, националистических настроений, долгое время подавлявшихся послевоенным урегулированием.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».