На Украине поставили крест: Война Запада с Россией только начинается

На Украине поставили крест: Война Запада с Россией только начинается

Мир рушится и создается заново на наших глазах. И немыслимое еще недавно становится реальностью сегодня. Отсюда и радикальный посыл, который все чаще можно встретить в экспертных раскладах: НАТО не сегодня-завтра развалится, а ЕС уже трещит по швам. Так развалится? Действительно трещит?

Мы обратились с этими вопросами к Дмитрию Тренину, научному руководителю Института мировой военной экономики и стратегии факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ.

— Дмитрий Витальевич, возможен ли развал Евросоюза?

— В обозримом будущем Евросоюз, скорее всего, будет сплачиваться — несмотря на противоречия между его членами.

Этому способствуют два фактора: активизация внешней политики России и долгосрочное перераспределение приоритетов внешней политики США в пользу индо-тихоокеанского направления.

Если свёртывание социальных программ ради наращивания военной мощи и недовольство вассальным положением ЕС по отношению к Соединенным Штатам приведёт к смене правящих элит в ведущих странах Евросоюза, может поменяться внешнеполитический вектор. Сейчас такая перспектива выглядит чисто гипотетической.

Но даже в этом случае говорить о распаде Евросоюза можно будет, лишь если новые национальные элиты стран-доноров (прежде всего Германии) откажутся финансировать экономики восточноевропейских стран. Пока это чистая фантастика.

— А может ли надорваться НАТО, распространив зону своей ответственности практически на весь мир? Альянс, поставив все на победу Украины, желаемого результата не достигнет. И как на дальнейшей судьбе блока может сказаться поражение Киева?

— НАТО останется главным образом американским инструментом давления на Россию и средством сохранения господства США над Европой.

В других регионах мира — прежде всего Индо-Тихоокеанском регионе, по американской терминологии, создаются другие блоки: двусторонние союзы США с Японией, Южной Кореей, Филиппинами; альянсы с рядом других стран региона, блоки АНЗЮС и АУКУС; платформа Quod, включающая Индию.

На Ближнем и Среднем Востоке у Соединенных Штатов целый букет двусторонних военных соглашений с Израилем и арабскими странами. Не обделены вниманием Вашингтона также Африка и, конечно, Латинская Америка. Вся эта сеть замыкается на Вашингтон и действует скоординированно.

Что касается НАТО, то любой исход конфликта Украине, оставляющий место для проамериканского образования — «усечённой Украины» — вся западная пропаганда будет трактовать как победу, потому что «украинская демократия не уничтожена».

— Что стоит за упорными усилиями НАТО и ЕС по своему расширению?

— Расширение НАТО — это освоение территории бывшего противника, увеличение зоны контроля Соединенных Штатов. Это также способ сдерживать Россию на европейском направлении, возможность оказывать на Москву военно-политическое давление.

Расширение ЕС — это расширение внутреннего рынка и ресурсной базы союза, реализация его амбиций играть первостепенную роль в мировой экономике.

На деле оба процесса тесно связаны. Все бывшие соцстраны вошли в Евросоюз через членство в НАТО, которое выдавало им своего рода сертификат надёжности. Связка НАТО-ЕС образует каркас коллективного Запада, единоличный лидер которого — США.

— Возможен ли для Запада возврат к обсуждению предложений России по безопасности от 15 декабря 2021 года? Речь, в частности, шла об отказе НАТО от расширения на восток, включая Украину.

— Здесь два вопроса. Первый: что нужно Москве с точки зрения безопасности на западном направлении. Второй: что может быть готов принять Запад.

По первому вопросу: Россия должна быть уверена, что с украинской территории для неё не будет исходить военная опасность. Это, в свою очередь, логически требует, чтобы Россия либо контролировала территорию Украины, либо чтобы во главе украинского государства стоял режим, невраждебный России. Полагаться на внешние гарантии для нашей страны, учитывая недавний опыт обманов, не стоит.

Наряду с вопросами безопасности важнейшее значение имеет признание существующих геополитических реальностей, в том числе вхождения Крыма, Донбасса и Новороссии в состав Российской Федерации.

Да, актуальность сохраняют многие предложения, содержавшиеся в документе от 15 декабря 2021 года.

Но ответ на второй вопрос не может быть столь же подробным, как на первый. Здесь можно сказать одно: он будет зависеть от хода и исхода СВО.

Наконец, нужно исходить из того, что окончание специальной военной операции не будет означать завершения противоборства Запада с Россией. В разных формах, на разных географических театрах (Арктика, Кавказ, Центральная Азия), в различных областях (санкции, информационная война) и даже измерениях (кибер, космос) это противоборство продолжится на всю обозримую на сегодняшний день перспективу. Пока что компромисс здесь не просматривается.

Источник

https://dzen.ru/kpru

Источник