«Газпром» по полной использует сложившуюся ситуацию с ценами на газ в Европе
Газ в Европе продолжает дорожать. От любой новости по транзиту газа из России, рынок сразу реагирует и все чаще в сторону увеличения стоимости голубого топлива. О том , что есть СПГ и им можно тоже заполнить газовые хранилища, перестали даже упоминать , поскольку он по прежнему весь идет в Азию.
Накануне, котировки газа на хабе TTF преодолели психологическую отметку в $ 650 за тысячу кубометров , добавив за пару дней $ 20. Основная причина — по прежнему нестабильные поставки российского газа через Польшу. По данным немецкого оператора Gascade, 5 сентября часовые потоки по газопроводу Ямал — Европа в Германию составляли 2,9 млн кубометров, а 6 сентября они снизились до 1,4 млн кубометров.
Помимо этого, польский оператор Gaz-System производил торги по продаже мощностей на выходной точке из Ямал — Европа в Германию «Мальнов» на четвертый квартал , «Газпром» их проигнорировал, хотя у него пока законтрактованы мощности польского транзита только до 1 октября . Подобные новости только способствуют подорожанию российского газа.
Ко всему «Газпром» , на своей электронной торговой платформе (ЭТП) прекратил торговать газом с доставкой в этот отопительный сезон. С сентября снизил поставки через Украину и Румынию. По украинскому транзиту российская компания впервые в этом году не стала докупать вне контрактные мощности на 15 млн кубометров в сутки на месяц вперед, а по румынскому остановил поставки из «Турецкого потока» в Венгрию , поскольку с 1 октября запустят основной маршрут — через Сербию.
В «Газпроме» очередной раз заявили , что компания выполняет контрактные обязательства, а допзаявки удовлетворит после запуска «Северного потока — 2».
В это время запасы газа в европейских ПХГ заполнены лишь на 68% — 72 млрд кубометров , в прошлом году на 1 сентября они были заполнены на 92% , а в среднем они не опускались ниже 85%.
Обычно, в таких случаях, возрастало потребление угля в производстве электроэнергии , но вместе с ценами на газ подорожал и уголь, плюс прибавляем квоты на выбросы СО2, которые обязана покупать угольная генерация: сводится все только к одному — нужен газ.