Легкий «зеленый» насморк, похоже, становится хроническим гайморитом
Хворает мировая «зеленая» энергетика. Не на шутку хворает. То ветра нет, то «зеленые» отходы девать некуда, то литий в дефиците, то алюминий не той системы. Теперь вот медь подорожала.
С каждым днем рентабельность «зеленого» процесса, для тех, кто в него инвестировал свои и чужие денежки, падает.
Как рассказывает нам Forbes, вся вина лежит на пандемии. Кто бы сомневался. Это она проклятая порушила все экономические цепочки. А теперь, когда экономика восстанавливается, оказалось, что в мире на все существует дефицит. Газа нет, нефти мало, древесина осталась в лесу, ветер кончился, а цены на все металлы взлетели в космос.
Как известно, вся «зеленая» энергетика завязана на медь. Это один из лучших проводников электричества. Без нее не ездят электромобили, не фунциклируют ветрогенераторы, а солнечные батареи не генерируют.
Аналитики и энтузиасты «зеленой» повестки бьют тревогу. Западные страны, флагманы «цивилизованного» мира, напринимали на себя обязательств по вредным выбросам, парниковым газам и карбоновым следам, самосвал с горкой. Теперь это все надо выполнять, а из чего что строить непонятно. Материалов не хватает, на те что есть, цены заоблачные, «зеленое» электричество для населения, правительства вынуждены датировать и перспективы не радужные. Вернее «радужные», но наоборот.
Все тот же Forbes демонстрирует нам примеры «зеленого» «успеха»: «Норвежская нефтегазовая компания Equinor, которая специализируется на строительстве ветроэлектростанций, начала снижать планируемые показатели в отношении инвестиций в свои проекты, связанные с использованием возобновляемых источников энергии. Показатели их прибыльности за последний год сократились до 4-8%. У датской компании Ørsted A/S, крупнейшего в мире организатора строительства морских ветроэлектростанций, рентабельность задействованного капитала снизилась до 7,5%. Прибыль ее конкурента, компании Vestas Wind Systems, сократилась до 12,2%».
Чтобы избежать коллапса на «зеленом» направлении, предприятиям медной промышленности необходимо привлечь инвестиций на сумму в 100 млрд. «зеленых».
В этой связи, строго научно рассуждает Forbes, чем больше инвестиций в добычу меди, тем больше ее будет на рынке и тем быстрее на нее упадут цены.
Но мы рассуждаем ненаучно. Месторождения США, Польши, Новой Зеландии, Мексики и Перу можно расширить, но не в тех масштабах, которые требует «зеленый» крокодил. Глобально повлиять на рынок меди может только Чили и… опять Россия.
Россия готовится распечатать Удоканское месторождение, разведанное еще в 1949 году с запасами меди в 26,7 млн. тонн. Это третье по размерам в мире месторождение. Начало промышленной добычи намечено на январь 2022 года. Сейчас готовится к запуску горно-обогатительный комбинат, протянули ЛЭП и построили подстанцию. Возвели мост через реку Нирунгнакан и завершают отсыпку подъездных дорог. В поселке Новая Чара строится медицинский комплекс с детской и взрослой поликлиниками и стационаром. Спортивный центр с бассейном. Дом культуры с кинотеатром, стадион с искусственным газоном. Благоустраиваются улицы, детские площадки, парки, скверы, городское освещение.
В 2022 году начнется строительство современного аэровокзала, рассчитанного на обслуживание 50 пассажиров в час, работающего в круглосуточном режиме. Будут реконструированы взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перрон.
Но у аналитиков издания Forbes, глядя на европейские цены на российский газ возникает вопрос, а точно медь начнет дешеветь после того, как Россия запустит свой «Медный поток»?
Ведь чилийская медь, как и сланцевый газ, находятся далеко-далеко за океаном…