Годовщина пакта Молотов-Риббентроп. Кто виноват в развязывании Второй Мировой войны
23 августа – день памяти жертв сталинизма и нацизма, по крайней мере, к такому выводу пришли в Европейском союзе и сочувствующим им государствам.
В 1939 года Третий Рейх и Советский Союз подписали пакт о ненападении с секретным протоколом о разделе Восточной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша), в октябре Молотов договорился о разделе Финляндии и получил подтверждение на возвращение Бессарабии.
Это неоспоримый исторический факт, который случился 82 года назад. Вопрос трактовки, все зависит от ваших политических взглядов, познания в истории и эмоциональной составляющей. И давайте договоримся, не думать в сослагательном наклонении.
Попробую представить взгляд на это событие с точки зрения реализма, без симпатий к той или иной стороне.
В тридцатые годы одно событие тянуло за собой другое, за молчаливым одобрением Японской агрессии в Китае в начале тридцатых годов, пошло молчаливое одобрение Итальянской оккупации Эфиопии, затем все дошло до аншлюса Австрии, оккупации Албании, «Мюнхенского сговора» и пакта Молотова-Риббентропа, а там и Вторая Мировая война.
Обвините ли вы персонально Великобританию и Францию в потакании агрессивным державам? И да, и нет. Их действия автоматически не развязывали Вторую Мировую войну, но активно ее приближали. Советский Союз лишь единожды посотрудничал с Германией и получил такое клеймо. Заслуженно? И да, и нет.
В конце тридцатых годов все страны пришли к окончательному выводу – новой войне быть. Но кто и с кем будет воевать, этот вопрос оставили политикам и дипломатам.
Очевидно, что сформировался союз Великобритании, Франции и Малой Антанты – с одной стороны, Германии, Италии, Японии и их сателлитов – с другой. Советский Союз к началу 1939 года был сам по себе, так было с момента его образования. И это надо учитывать, никто не пошёл бы помогать Москве.
Побежденная Германия хотела реванша за унизительный Версальский мирный договор, она к этому шла с 1933 года и вот кульминационный момент. Нужно выбрать первую жертву.
Я не буду углубляться в детали переговорных процессов между Лондоном, Парижем, Берлином и Москвой в 1939 году, отмечу лишь, что стороны просто пытались найти первую цель. В этом противостоянии Сталин пошел на сделку с Гитлером. Пакт о ненападении – условный договор, его легко можно нарушить, но «секретный протокол» добавил эмоций. Как же так? Пройтись карандашом по карте Восточной Европе и разделить ее. Но кого делили?
Сегодня мы уверены в суверенитете Польши, стран Прибалтики, Румынии и Финляндии, но на тот момент этим государством было 20 лет от роду. Они родились, как и вся Восточная, Южная и Центральная Европа после революций и военного переустройства в Версале. Вроде бы независимые, но с короткой историей жизни, с слабой армией и колеблющимися правительствами. Поглощать чужие государства или часть их территории – опасный прецедент, но накануне 23 августа 1939 года их уже было три: Австрия, Чехословакия и Албания. Их стерли с карты Европы без малейших колебаний. Так чем они отличались от Эстонии или Литвы? Ничем.
Они были разменными монетами в большой дипломатической игре СССР, Третьего Рейха, Великобритании, Франции и Италии. Всего 5 государств определяли дальнейшее развитие европейского континента.
Пакт Молотова-Риббентропа ужасен только тем, что стал отправной точкой в начале Второй Мировой войны, но война случилась бы в любом случае, хотя мы отказались рассуждать в сослагательном наклонении.
Было ли сотрудничество Третьего Рейха и СССР? Да. Два года Москва поставляла нужные ресурсы Гитлеры, получив взамен обширную территорию. Да, убили в Катыни поляков чудовищные НКВД-шники. Да, было двойное наступление на Польшу. Да, провели совместный парад.
Но ровно за несколько лет до этого Китай, Эфиопию, Австрию, Чехословакию и Албанию аналогичным образом сдали британцы и французы. Если эфиопы прошли мимо идеологической чистки, то в Европе и Азии были концлагеря и все другие ужасы, которые организовал Третий Рейх.
Так кто же развязал Вторую Мировую войну? На самом деле, все. Проигравшие требовали реванша, а победители не препятствовали. Вопрос в уровне этой ответственности, но это абсолютно бессмысленное занятие. Вы никогда не составите эту математическую модель. А говорить цифры наугад – бессмысленно и глупо.
Возвращаясь к резолюции ЕС, стоит добавить, что в Брюсселе нашли идеальных кандидатов, олицетворявших зло. Неужели вы будете отрицать, что Гитлер – абсолютное зло? Аналогично сюда подошел и Сталин, который с точки зрения современного человека, ценности которого основаны на гуманизме, является таким же злом. Удобно, не так ли? Такие двойные стандарты раздражают, вызывают эмоции, вы смотрите на них через призму политических взглядов, но посмотрите на это, как на событие, которое случилось. Есть национальные интересы государства, а остальное не имеет значения. Сталина вряд ли мучила совесть после присоединения территорий Восточной Европы, как и Чемберлена, который отдал Гитлеру Чехословакию.