Current Biology: мозг воспринимает время не как часы, а как пережитый опыт

Current Biology: мозг воспринимает время не как часы, а как пережитый опыт
Фото из открытых источников
Время летит, когда весело и тянется, когда скучно. Но почему? Новое исследование ученых из Университета Невады в Лас-Вегасе (UNLV) предлагает интригующую информацию о том, как наш мозг воспринимает течение времени. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.
 
Некоторые из нас считают, что наш мозг отслеживает время синхронно с часами на наших устройствах, подсчитывая каждую прошедшую секунду. Однако это не совсем так. Новое исследование предполагает, что наше восприятие времени на самом деле основано на нашем опыте, а не на точных внутренних часах.
 
Исследователи проанализировали модели мозговой активности и обнаружили, что количество переживаний, которые мы получаем, влияет на наше восприятие времени. Более быстрое выполнение действия также влияет на то, как наш мозг регистрирует течение времени.
 
«Мы определяем время в нашем собственном опыте по тому, что мы делаем, по тому, что с нами происходит», — объяснил Джеймс Хайман, доцент кафедры психологии и старший автор исследования. «Когда мы неподвижны и нам скучно, время идет очень медленно, потому что мы ничего не делаем или ничего не происходит. Напротив, когда происходит много событий, каждое из этих действий продвигает наш мозг вперед. И если так наш мозг объективно определяет время, то чем больше мы делаем и чем больше с нами происходит, тем быстрее идет время».
 
В исследовании использовались сканы мозга, которые увеличивали переднюю поясную кору (ППК), область мозга, критически важную для мониторинга активности и отслеживания опыта. Исследователи давали грызунам задание выполнять повторяющиеся движения и анализировали их мозговые паттерны. Некоторым грызунам приходилось отвечать на одну и ту же подсказку более 200 раз.
 
Исследователи уже знали из предыдущих исследований, что каждый раз, когда мы делаем повторяющееся движение, паттерны мозга похожи, но не совсем так — они всегда немного отличаются. Главный вопрос, который волновал авторов исследования, заключался в том, соответствуют ли эти небольшие различия в изменениях паттернов мозга выполнению первого и 200-го движения в серии.
 
Результаты показали, что активность мозга заметно меняется по мере выполнения задачи, от начала до конца, независимо от скорости движения. Эти закономерности оставались неизменными при анализе с помощью модели машинного обучения, что указывает на то, что изменения в нейронной активности обусловлены опытом, а не временными интервалами.
 
Хайман проиллюстрировал это на гипотетическом примере двух рабочих фабрики, которым поручено изготовить 100 виджетов. Одному требуется 30 минут, чтобы выполнить задачу, а другому — 90 минут.
 
«Продолжительность времени, необходимого для выполнения задачи, не повлияла на мозговые паттерны. Мозг — это не часы; он действует как счетчик», — объяснил Хайман. «Наш мозг регистрирует вибрацию, ощущение времени… И для наших рабочих, изготавливающих виджеты, это означает, что вы можете заметить разницу между изготовлением виджета № 85 и виджета № 60, но не обязательно между № 85 и № 88».
 
Результаты предполагают практические приложения для управления восприятием времени в повседневной жизни. Например, если мы хотим что-то запомнить, нам может быть полезно замедлиться и делать перерывы между действиями. И наоборот, немедленное включение в действия и в быстром темпе может помочь нам воспринимать действие, проходящее быстрее.
 
«Чем больше мы делаем, тем быстрее идет время. Говорят, что время летит, когда ты развлекаешься. Вместо того, чтобы развлекаться, может быть, стоит сказать «время летит, когда ты много делаешь», — сказал Хайман.
 
Это исследование является одним из первых, изучающих поведенческие временные шкалы в ACC, области мозга, связанной с различными психиатрическими и нейродегенеративными расстройствами. ACC уже давно ассоциируется с помощью людям в установлении последовательности событий или задач, таких как следование рецептам. И исследователи полагают, что их выводы о том, как мы воспринимаем течение времени, могут дать представление о таких состояниях, как болезнь Альцгеймера, при которых восприятие времени часто искажается.
 
«Это часть мозга, которую мы используем для отслеживания чего-то вроде разговора во время ужина», — сказал Хайман. «Подумайте о течении разговора, и вы сможете вспомнить что-то ранее и позднее во время ужина. Но отделить одно предложение от другого в своей памяти невозможно. Но вы знаете, что говорили об одной теме в начале, о другой во время десерта и о третьей в конце».
 
В конечном итоге понимание восприятия времени мозгом может дать людям возможность управлять своим психическим здоровьем, рассматривая восприятие времени как физический процесс.
 
«Когда все движется быстрее, мы склонны думать, что это более весело — или иногда подавляюще. Но нам не нужно думать об этом как о чисто психологическом опыте, как о веселом или подавляющем; скорее, если вы рассматриваете это как физический процесс, это может быть полезно», — сказал он. «Если это подавляюще, замедлитесь или если вам скучно, добавьте занятий. Люди уже делают это, но это воодушевляет знать, что это способ работать над своим собственным психическим здоровьем, поскольку наш мозг уже работает так».

Источник