Процесс сдвинулся: Белоусов отчитался о выполнении принципиального вопроса Операции. Впереди ещё большая работа
На днях прошла вторая встреча нового министра обороны Андрея Белоусова с военными корреспондентами, сообщил военный корреспондент Александр Сладков. Были обсуждены важные вопросы «без прикрас», в частности, о выполнении поставленных задач перед фронтом.
Согласно сообщению военкора, министр выполнил важное обещание, которое не было выполнено его предшественником Сергеем Шойгу. Белоусов полностью справился с поставленной задачей.
«В пятницу некоторых репортёров собирал министр обороны Андрей Белоусов. Разговаривали около двух часов. В отличие от первой встречи, здесь было много конкретики, деталей и определённости. Причём, и в позитивном плане, и, если говорили о том, что пока не выходит — тоже разговор и определения были прямыми», — рассказал военкор Сладков.
В первую очередь, он выразил восхищение замечательным профессионализмом, который приятно его удивил, – команда и сам министр пришли уже более осведомлённые о всех деталях во всех ситуациях. С ним как обычно пришли шесть советников, это гражданские люди, из них две девушки — все молодые.
«Естественно, мы, наученные прошлым опытом, понимали, что помощницы — красивые, обаятельные, но всегда это не более того. <…> Не хочу сейчас сравнивать с кем-то… Но эти девушки, я вам должен сказать, мало того, имели каждая свой содоклад и моментально реагировали на обеспечение каких-то уточнений министра. <…> Министр говорит: «В начале мая министерство такую-то такую-то позицию заняло», а девушка такая: «Извините, пожалуйста, Андрей Рэмович, 26 апреля». Даже детали, не относящиеся к периоду правления Андрея Белоусова министерством обороны. Короче говоря, компетентные помощники каждый по своему направлению».
По словам Сладкова, общение было продуктивным — на все вопросы присутствующих министр ответил, никто не спешил, не обращал внимания на время, несмотря на занятость министра. В армии возлагают большие надежды на новую команду.
Проблема старая
Ранее уже появлялась информация о том, что глава ведомства дал обещание разобраться с основной проблемой, с которой не смог справиться его предшественник Шойгу. Решить вопрос, с которым столкнулись ветераны ополчения Донбасса, получившие ранения с 2014 года до вхождения донбасских корпусов в состав армии России. В свое время из-за бюрократических заморочек они не могли получить статус инвалида.
После поручения министра было вынесено постановление правительства «Об особенностях определения причинно-следственной связи увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, полученных отдельными категориями лиц, признанных инвалидами, для предоставления им мер социальной поддержки».
Этот документ расширил полномочия военно-врачебных комиссий по определению причинно-следственной связи увечий или заболеваний, полученных участниками боев до включения Новороссии в состав России. Таким образом, справедливость была восстановлена.
После второй встречи с Белоусовым Сладков подтвердил — обещание выполнено:
«Появились очень уточняющие вещи в комментариях министра, появились фамилии, связанные с определёнными направлениями деятельности войск в зоне СВО. Значит, первое — социалка. Министр уточнил, что был поднят и рассмотрен вопрос и принято решение о предоставлении статуса инвалидов войны тем ополченцам, которые принимали участие в боевых действиях на территории ДНР/ЛНР до начала СВО — 872 человека подали заявления, они только начинают рассматриваться. Пятнадцати подтвердили, четырём отказали».
Но это ещё не все. Также был поднят один из ключевых вопросов в сфере медицины. По словам Сладкова, определенное количество регионов, не обладая конкретными данными и цифрами, не имеют военных госпиталей на своей территории. После того как этот вопрос был поднят, половина из этих регионов взяли на себя ответственность за проведение военно-врачебных комиссий и лечение раненых бойцов, получивших ранения на территории своих регионов.
«То есть там, где нет госпиталей, приняли на себя вот такой груз. Поддержала Росгвардия, ФСБ не буду трогать, но ещё одно министерство отказалось. <…> Дополнительная программа принята при министре новом по протезированию. Статистику участников программы не могу сказать. Дополнительно введены около 10 дополнительных госпиталей — дополнительные возможности по предоставлению протезирования военнослужащих. Подключилась Росгвардия, подключился [мэр Москвы Сергей] Собянин (первый откликнулся), Ямало-Ненецкий округ, ещё некоторые. Отдельный вопрос был поднят министром по психологической реабилитации солдат».
Когда речь заходила о необходимости реабилитации и психологической поддержке, военный корреспондент отметил, что русские военные гораздо легче переносят эти трудности по сравнению с англосаксами: «те возвращаются как побитые собаки». Тем не менее этим вопросом занимается главное военно-политическое управление, но впоследствии он будет передан в медицинские учреждения.
Психологи будут работать на этапе формирования боевых подразделений еще на военных полигонах. В свою очередь Белоусов выразил понимание трудностей, с которыми сталкивается психологическая служба, но заявил о планах усиления ее ресурсов. Основная часть госпиталей будет открыта уже в текущем году, а начало реализации запланировано на 1 октября. Кроме того, в части будут увеличены штаты младшего медицинского персонала.
Решаются важные вопросы
Военный корреспондент Александр Коц, который присутствовал на встрече с министром обороны Андреем Белоусовым 19 июля, сообщил в своем телеграм-канале, что всего по итогам прошлого разговора был составлен список поручений на 21 пункт. Который будет дополнен после последней встречи. Коц отметил, что диалог был максимально откровенный и развёрнутый, как и в прошлый раз.
В первую очередь, был разработан механизм признания инвалидами военных действий тех, кто участвовал в сражениях в Донбассе с 2014 по 2022 год, а также сотрудников частных военных компаний. В общей сложности поступило около тысячи заявок, указал Коц. Положительное решение сейчас выдано по 15 случаям, однако процесс только стартовал.
Военно-врачебную комиссию теперь будет возможно провести по месту отпуска в гражданских больницах, если в регионе отсутствуют военные госпитали.
«А таких у нас 25. Власти 11 регионов уже пошли навстречу министерству обороны. Своим коечным фондом подсобила и Росгвардия. По протезированию будет создан целый проект, в котором большую нагрузку взяли на себя московские городские власти», – рассказал Коц.
Военный корреспондент напомнил, что проект закона о передаче войскам конфискованного гладкоствольного оружия уже прошел первое чтение в Государственной думе. Второе чтение ожидается в начале осени, так как депутаты ушли на каникулы. Кроме того, оборонное ведомство приобрело для испытаний тысячу антидроновых спецпатронов, о которых на прошлой встрече Белоусову рассказал военкор Дмитрий Стешин. По итогам испытаний их начнут получать военнослужащие в зоне СВО.
Лучшая защита – нападение
Коц рассказал, что один из его вопросов министру касался укрытий для самолетов на военных аэродромах.
«При помощи высокоточных ракет Запада с кассетной начинкой враг не раз пытался атаковать нашу боевую авиацию на стоянках. В пятницу Белоусов заверил меня, что уже составлен график по аэродромам и укрытия обязательно будут построены», – сообщил журналист.
Коц отметил, что взаимодействие Министерства обороны с народными конструкторскими бюро, которые создают необходимую для армии технику, будет реализовываться на базе Народного фронта.
«Здесь уже еженедельно проходят испытания изделия, которые попадают «за ленточку» в обход гособоронзаказа. Перспективным производителям помогут не только финансово, но и комплектной базой», – проинформировал военкор.
Но по ряду вопросов решения пока не найдены, и Белоусов не скрывает этого. Ведомство находится в активном поиске разрешения проблемных моментов с профильными экспертами.
Ряд специалистов считают, что защитой русских аэродромов будет не только укрытие – возможная опасность сразу станет целью ВС России. Другими словами, потенциальные истребители F-16 сгорят еще до вылета, как и другие единицы вооружения врага. Данный подход напрямую обезопасит все объекты России, в том числе Черноморский флот.