Россия нашла вариант обхода европейских ограничений на поставки газа через
Речь идёт об ограничениях на работу СП-2 из-за норм Газовой директивы ЕС, в рамках которой «Газпром» имеет право использовать только 50% пропускной мощности СП-2, а оставшееся 50% должен резервировать для альтернативных поставщиков, которые из-за решения Высшего земельного суду Дюссельдорфа придётся теперь соблюдать компании-оператору СП-2 и Газпрому.
Как пишет «Коммерсант», глава компании «Роснефть» Игорь Сечин просит Владимира Путина разрешить его компании экспорт в Европу 10 млрд. кубометров газа в год и готова платить на эти объемы повышенный уровень НДПИ. Что принесёт в казну дополнительные 37 млрд. рублей.
Как дальше пишет автор статьи, в письме Игоря Сечина сказано, что поставки «будут способствовать снятию ограничений» со стороны антимонопольного законодательства ЕС (Газовая директива, про которую написано чуть выше) в отношении загрузки газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2», а также Opal (продолжение «Северного потока-1»). Незадействованная мощность Opal составляет 12,8 млрд кубометров в год.
При этом часть собеседников газеты переживает, что выход «Роснефти» на европейский газовый рынок обрушит цены на газ. Но в этих переживаниях не учтёно пару нюансов.
Нюанс первый — европейские газовые месторождения в Норвегии (второй после России поставщик газа в Европе) истощаются. Не просто так эта страна при такой великолепной ценовой конъюнктуре на газ на европейском рынке не смогла увеличить поставки. Потому что нечего им дополнительно поставлять на рынок. И с каждым годом ситуация будет только хуже.
Нюанс второй — Нидерланды в середине 2022 г. могут остановить добычу на гигантском газовом месторождении Гронинген. И из европейского баланса выпадет ещё от 8 до 13 млрд. кубометров газа в год. Могут, конечно, добычу на месторождении и не остановить, но добыча там уже падает, так что полная остановка месторождения — это вопрос времени.
Таким образом, места на европейском рынке хватит не только Газпрому, но и Роснефти, что позволит также при эксплуатации СП-2 выполнить условия Газовой директивы ЕС с максимальной выгодой для российского федерального бюджета.