Почему Казахстан тянет с началом строительства АЭС?
Ни для кого не секрет, что Казахстан стремится стать лидером среди пят и республик Центральной Азии. Но это стремление в основном сводится к чисто пиаровским жестам и пустой политической риторике.
Основа промышленной мощи любой страны – энергетика. И как раз в этой сфере у Казахстана сплошной провал.
Так, к примеру, в январе прошлого года дефицит электроэнергии в республике составлял 4,2 млн кВт/ч, в феврале – 23,3 млн кВтч. В 2022 году дефицит наблюдался в течение восьми месяцев.
В региональном разрезе энергодефицит еще более серьёзен. Только в марте 2023-го в Южном Казахстане производство электроэнергии перекрыло всего 57,2% потребления – дефицит составил 971,0 млн. кВтч. Перекрывается эта потребность с помощью перетока электроэнергии из других регионов страны.
Дефицит электроэнергии компенсируется путём закупок из России. Энергосистема РФ поддерживает единую энергосистему Казахстана, компенсируя почасовые отклонения между производством и потреблением. Фактически это свидетельствует о том, что энергосистема республики напрямую зависит от РФ, не являясь достаточной и независимой.
В целом Казахстан столкнулся с дефицитом электрической энергии и мощности, который в вечерние часы составляет более 1,3 ГВт, с осени 2021 года.
Согласно семилетнему прогнозному балансу электроэнергии и мощности Министерства энергетики республики, к 2029 году ожидается дефицит электрической мощности свыше 3 ГВт.
По прогнозу к 2029 году дефицит достигнет 5,5 млрд. кВтч. При этом сейчас наблюдается серьёзное сокращение имеющихся резервов мощности. Сложившаяся ситуация может привести к дефициту мощности раньше прогнозируемого срока и в гораздо больших объёмах.
В настоящее время у властей республики нет возможности проведения реконструкции, модернизации и капитального ремонта основных активов энергетического комплекса, в первую очередь из-за системы тарифообразования. Действующие тарифы не позволят покрыть большую часть необходимых затрат.
Установленный Министерством энергетики РК предельный тариф на мощность в размере 590 тысяч тенге за 1 МВт в месяц не пересматривался с 2019 года. При этом уровень накопленной инфляции с 2015-го по 2022 год составил 78%.
Для удовлетворения потребностей страны в электрической мощности необходимо строительство новых электростанций, что потребует увеличения лимита по возврату инвестиций. По данным системного оператора, в Казахстане 55% тепловых электростанций и 68% гидроэлектростанций имеют возраст более 30 лет. Низкие тарифы на электроэнергию свидетельствуют о том, что электроэнергетическая отрасль не получает необходимых ресурсов для обновления, расширения и строительства новых мощностей, удержания высокопрофессиональных кадров. Недофинансирование энергетических объектов в конечном итоге приводит к деградации отрасли и неспособности обеспечить потребности экономики в электроэнергии.
Спасает республику только экспорт электричества из России. Радикально изменить ситуацию может постройка атомной электростанции.
Но при этом до сих пор с 2019 года Ак-Орда не может решить вопрос со строительством АЭС на своей территории. Такое топтание на месте не способствует развитию экономики республики, тем более, что соседи уже этот вопрос для себя решили. Так, Узбекистан подписал контракт с «Росатомом» на строительство в Джизакской области атомной электростанции малой мощности (АСММ). И это несмотря на то, что к решению этой задачи в Ташкенте приступили гораздо позже, чем в Астане.
Франция пыталась перетянуть на себя реализацию проекта: Макрон лично приезжал в Узбекистан, чтобы договориться о строительстве АЭС силами французской госкомпании EDF, но это французам не помогло.
Киргизия тоже не отстаёт. В 2022 году на полях проходившего в Дубае «Экспо-2020» между Киргизской республикой и «Росатомом» был подписан меморандум о строительстве в стране АЭС малой мощности. В ноябре того же года Минэнерго республики и российская корпорация согласовали техническое задание на предварительное обоснование проекта строительства АЭС с двумя реакторами мощностью в 50-55 МВт каждый. Однако в начале 2023 года замминистра энергетики С. Султанбеков предложил рассмотреть возможность увеличения мощности до 300 МВт.
Тем временем Казахстан действует по принципу: «и хочется, и колется, и мама не велит». Политическая воля явно отсутствует. Ак-Орда лишь заигрывает с обществом, устраивая публичные слушания, одновременно зондируя намерения потенциальных подрядчиков (Россия, Франция, Южная Корея и Китай).
Громко голосящие «против АЭС» экологисты финансируются западными спецслужбами, отрабатывая свои зарплаты и полученные виды на жительство в странах коллективного Запада. Подавляющая же часть населения совершенно некомпетентна в атомном строительстве, и отсутствие внятного профессионального объяснения со стороны официальных представителей играет только на руку этим кликушам.
В медиасфере выступают все, кому не лень, только не специалисты. Многочисленные грантоеды давят на эмоции и пугают население Семипалатинским полигоном. Хотя любой критически мыслящий человек понимает, что сравнивать испытание ядерного оружия и мирный атом – такое же неблагодарное занятие, как сравнивать мух с котлетами.
Министр энергетики Казахстана А. Саткалиев на недавнем брифинге напрямую обвинил казахстанскую прессу в агрессивной информационной кампании, направленной на дискредитацию самой идеи развития атомной энергетики в Казахстане.
Он заявил, что лоббистские группы в Казахстане проводят кампании по дискредитации участников шорт-листа по строительству первой в республике АЭС.
«Есть группы лоббистов, которые ориентированы на недопущение тех или иных вендоров [в области строительства АЭС]», – сказал Саткалиев на брифинге в Астане. «То есть [проводятся] явно организованные кампании по дискредитации тех или иных участников», – отметил глава Минэнерго.
В связи с этим в Ак-Орде очередной раз принято решение для начала провести разъяснительную работу, а затем еще раз вынести вопрос на референдум.
Помимо неприкрытого раздражения от вредоносных медиа, А. Саткалиев сделал неожиданное заявление. Оказывается, правительство республики думает не просто о строительстве одной атомной станции, а о развитии всей атомной индустрии. Предлагается рассмотреть запуск как минимум трех атомных объектов и уже есть площадки. «Это: площадка Балхаш, есть площадка Курчатов, есть у нас площадка, на которой ранее работала станция средней мощности в Западном Казахстане. То есть, если мы говорим о развитии атомной энергетики, то на перспективу, я думаю, для обеспечения надежности энергосбережения с возможностью расширения как минимум три площадки необходимо предусмотреть в будущем. При условии, что, конечно, на референдуме этот вопрос будет поддержан казахстанцами», – рассказал министр энергетики.
После этого заявления в казахстанских СМИ разгулялись саркастические замечания о том, что каждую АЭС будет-де строить разный подрядчик, чтобы всем угодить. Типичная восточная хитрость и чисто казахстанская многовекторность «в одном флаконе».
АЭС – это энергетическая независимость и безопасность страны на сто лет вперед. Это рабочие места, высокие технологии и чистая экология.
Но только Россия предлагает выгодные для республики условия. Она берёт на себя обязательства не только по строительству дорогостоящего проекта, но и по подготовке специалистов из местного населения, что послужит толчком к развитию научного потенциала, а далее и экономики страны в целом.
Отсутствие у Астаны политической воли к решению многих застарелых проблем уже не раз подводило республику на кромку хаоса. Пора бы уже определиться со строительством спасительной для страны АЭС, ведь от заклинаний о «Новом Казахстане» электричества в стране больше не станет.
Владимир Прохватилов