Откуда взялась история о самой грязной форме природного газа из России…

Газета Washington Examiner сообщила некоторое время назад, что министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм, выступая на слушаниях в Комитете по науке Конгресса США, заявила, что не поддерживает решение администрации президента Джо Байдена не вводить санкции против компании Nord Stream 2 AG. Для своих читателей и гостей канала я подготовил пересказ этой статьи с частью комментарий к ней.

Байден опоздал на поезд санкций…

Грэнхолм сказала, что ее ведомство не участвовало в консультациях по поводу ограничительных мер в отношении проекта. Она подчеркнула, что решение не вводить санкции, было принято Госдепартаментом по политическим причинам.

Министр рассказывала всем, участникам слушания, что по-прежнему против завершения строительства трубопровода.

«Одна из причин, по которой я считаю этот трубопровод очень опасным, заключается в том, что по нему транспортируется «самый грязный вид природного газа на Земле» без каких-либо гарантий выбросов метана. Это плохо для нашего климата», вот так вот прямо и сказала Грэнхолм в ответ на вопрос конгрессмена-республиканца Майкла Вальца. Именно поэтому строительство объекта нужно прекратить до того момента, как все будет завершено, отметила министр. Однако осталось неизвестным, на основании чего она озвучила столь странные характеристики российского газа.

Вальц в свою очередь согласился, что проект «уравновешивает» агрессивную климатическую программу администрации Байдена, и сказал, что Министерство энергетики должно было участвовать в процессе принятия решений о санкциях.

Примечательно, что глава Минэнерго фактически укрепил позицию предыдущей администрации, выступившей против проекта. По словам главы Минэнерго, вопрос о санкциях против «Северного потока — 2» должен был возникнуть раньше.

«Это хороший урок. Мы должны были остановить его до того, как он был построен», — добавила Грэнхолм.

Чище не бывает!

Российское правительство уже поспешило ответить, что углеродный след российского газа, идущего в Европу по «Северному потоку», в четыре раза меньше, чем у американского газа.

Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности, пояснил «Ридусу», что глава Минэнерго США использовала самый глупый и скользкий аргумент в пользу США, и он сильно удивлен ее заявлением. Европейцы придерживаются совершенно иной точки зрения: самый грязный природный газ — это американский сланцевый газ. Это, говорит он, признают все серьезные консалтинговые компании, проводившие исследования углеродного следа природного газа.

«Утечка метана из подводного трубопровода? О чем она вообще говорит? У нее вообще нет фактических знаний»! — удивляется эксперт.

Кроме того, ответ на это «компетентное» суждение, подсунутое ей, политологу и юристу (Калифорнийский и Гарвардский университеты), каким-то министерским придурком, был дан уже на следующий день. Российский вице-премьер Александр Новак, который уже десять лет является министром энергетики, объяснил: «Российский газ, поставляемый в Европу по «Северному потоку», имеет, по данным различных аналитических и консалтинговых агентств, почти в четыре раза меньший углеродный след на кВт/ч, чем газ, поставляемый в Европу из США». На днях Марио Мехрен, глава крупной немецкой компании, поддержал эту авторитетную позицию: Российский газ — «очень качественный и надежный источник энергии».

По словам г-на Симонова, углеродный след газопровода «Северный поток» даже меньше, чем у сжиженного природного газа (СПГ), поскольку утечка метана из экологически безопасного подводного трубопровода отсутствует. СПГ необходимо перевести из газообразного состояния в жидкое, для этого требуется энергия, происходят потери метана, и с точки зрения климата это очень проблематичная история.

След от метановозки гораздо больше, чем от трубопровода. Северный поток» работает уже много лет, и не было ни одной аварии или инцидента, а они наблюдают за ним с лупой! — говорит Симонов.

По его словам, американский СПГ — это сланцевый газ, который оказывает ужасающее воздействие на окружающую среду, но США не обращают на это внимания, оставаясь крупнейшим эмитентом парниковых газов среди всех нефтегазовых секторов мира.

Он убежден, что экологическая тема для «Северного потока — 2» — самая выигрышная и является огромным плюсом по всем пунктам.

Германия сейчас уходит от угля, и без дополнительного газа ее энергобаланс не сложится. Она делает ставку на сочетание «зеленой» энергии и газа, что позволяет реализовать программу по уходу от угольной генерации.

Без «Северного потока — 2» этот проект неосуществим. Во-вторых, морская труба имеет наименьший углеродный след. Вся линия совершенно новая, Бованенковское месторождение — новое. Стоит ли сравнивать его газ со сланцевым газом, где происходит огромный выброс попутного газа, огромный вред природе? Все знают, что с экологической точки зрения это самое грязное производство. С точки зрения Парижского соглашения по выбросам углерода, это (Nord Stream — комментарий «Ридуса») наша сила», — уверен г-н Симонов.

По его мнению, заявление американского министра, который является ставленником партии, не отражает реальности и не окажет никакого влияния на позицию Европы по «Северному потоку-2».

Поняв, что «корабль плывет», противники проекта пришли в ярость. Украина и Польша стали требовать (от Запада) учесть и компенсировать их потери от возможной приостановки транзита российского газа. Как гласит русская пословица, повеселились, посчитали и прослезились.