Украина и Белые Ходоки
Это самая обычная пила, которая есть в энергобалансе любой страны, зависящей от перемены времен года. Украина с ее относительно мягким климатом может похвастаться тем, что там зима хоть и близко, но недолго — но именно на пике потребление газа переваливает за пять млрд кубометров ежемесячно. Учитывая, что недолгая зима вместе с ноябрем и мартом может составлять до полновесных пяти месяцев, хочется одним глазком все-таки заглянуть в украинские ПХГ и поинтересоваться скорбным голосом, как же они докатились до жизни такой.
Не будем ходить кругами, давайте сразу к делу:
Из пяти предыдущих зим холодной в Европе и на Украине была только одна — последняя, зима 2020-2021 года. Важно понимать, по каким причинам украинцам удалось накопить столько в ПХГ к 1 сентября 2020 года — пандемия, локдауны, бизнес не работал, транспортные грузоперевозки упали. По всем метеопрогнозам грядущая зима будет очень похожа на предыдущую и тут нам самое время взглянуть на структуру газовых запасов Украины.
Итак, глава Нафтогаза пан Витренко бодро рапортует, что в ПХГ закачано более 18 млрд кубометров вонючего российского газа, очищенного европейскими трейдерами. Однако далее нужно разобрать эти 18 млрд на составляющие, чтобы немного погасить оптимизм Нафтогаза.
4,5 млрд кубометров — это неизвлекаемый буферный газ. Минусуем.
3,3 млрд кубометров — это газ в режиме «таможенный склад», принадлежащий европейцам. Обычно его немного побольше, от 4,5 до 5 млрд кубометров, но этим летом трейдеры предпочитали продавать газ прямо из трубы, ибо с такими ценами можно заработать на безбедную жизнь не только себе и внукам, но и прапраправнукам. Минусуем.
3,5 млрд кубометров — газ в режиме «последний шанс поставщика». Предназначен для оперативного срочного закрытия требований по транзитным контрактам с Европой в случае непредвиденных обстоятельств — выхода из строя транзитной трубы, компрессорных станций или техногенной аварии на украинской ГТС. В любых других обстоятельствах неизвлекаем. Минусуем.
Итого из 18 млрд газовых запасов невозможно извлечь чуть более 11 млрд кубометров — и вот это уже становится проблемой. В распоряжении ГТС Украины и Нафтогаза остается примерно 7,3 млрд кубометров газа — правда, есть еще 2,5-3 млрд в транзитной трубе, но их тоже невозможно изъять, поскольку тогда полностью встанет газоснабжение восточных, южных и центральных регионов Украины — как только в трубе исчезает давление, она моментально превращается в замечательный гулкий тамтам, что позволяет перестукиваться заинтересованным лицам по всей территории страны.
Понятно, что на время зимы газодобыча не прекращается, но это добавляет к месячному газовому балансу чуть более 1 млрд кубометров газа собственной добычи — но главная соль даже не в этом, дорогие друзья.
Самое время вернуться к незалежному украинскому ценообразованию. С 1 октября тарифы на газ для маленького украинца увеличиваются на 40% — и это далеко не предел. Ценами командует биржа, а какой там сейчас ужас-ужас, вы знаете и без меня — и эксперты прозрачно намекают, что нынешний уровень далеко не конечный показатель новых ценовых рекордов.
Сегодня кубик газа стоит для украинца в среднем от 7 до 8 гривен. Если пересчитать на рубли, то это около 22 рублей за куб — но вот к февралю эта стоимость может несколько подскочить. Некоторые злые языки утверждают, что даже вот до 22 гривен за кубометр, ибо как раз такие цены сегодня на биржах.
Знаете, я не верю, что даже при таких ценах украинцы выйдут на новый Майдан — но взгляните еще раз на фотографию в самом начале. Сдается мне, что к февралю в офисе Газпрома могут появиться просители, поразительно схожие с персонажами на снимке — во всяком случае, цветовая гамма и фигурно свисающие сосульки будут очень схожи.
Но самым интересным будет то, что они сначала потребуют себе переводчика, а только потом милостиво согласятся на переговоры по экстренной гуманитарной операции от клятых москалей.
Хотя я бы на месте Миллера в это время ушел в отпуск — таких Белых Ходоков со временем будет все больше и больше, украинцы только начнут эту славную традицию. Если успеют быстрее европейцев, конечно.
Впрочем, зима и в самом деле близко.