Транссиб «уходит» из Казахстана?
Транссиб «уходит» из Казахстана?2 дня назад
ОАО «РЖД» в апреле с.г. утвердило проект, уточнённый в июле с.г., северного участка Транссиба в обход Казахстана: между станциями Татарская – Называевская протяжённостью примерно в 300 км (был и второй вариант протяжённостью свыше 500 км, но к 2024 году выбран первый). Начало строительства запланировано на август – первую половину сентября текущего года. Тем самым, РФ не будет платить Казахстану за аренду действующего параллельного участка Горбуново-Петухово-Исилькуль протяжённостью в 230 км в Петропавловской области на севере Казахстана. Эти платежи осуществляются с 1992 г., причём общая сумма, по некоторым данным, превысила 800 тыс. долл., но официальной информации на этот счёт не озвучивается.
Двухпутная электрифицированная дорога будет проложена по территории Курганской, Тюменской, Омской и Новосибирской областей. Она решит две стратегические задачи. Первая – обеспечение «бестранзитной» эксплуатации Транссиба в обход Петропавловского железнодорожного узла в Казахстане. Вторая – создание железной дороги-дублёра в обход перегруженного полигона вблизи Омска, где изначально, ещё с начала 1910-х гг., проходит западносибирский маршрут Транссиба, соединяющий Европейскую часть России и Урал с Восточной Сибирью и Дальним Востоком.
В 2007 г. строительство новой железной дороги оценивали в РЖД и Минтрансе РФ примерно в 140 млрд рублей. В том же году проект был включён в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г. включительно В 2009 г. его окончательно утвердили, на объездной маршрут выделили деньги, но к работам так и не приступили. В 2011 году РЖД сообщали, что линия Татарская – Называевская может быть построена в 2013-2015 годах: к тому времени этот участок уже оценивали в 170 млрд руб. В 2013 году дорогу включили в Схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта на период до 2030 г. включительно.
Обсуждение проекта возобновилось в 2018 году: тогда в ОАО «РЖД» заявили, что проводят дополнительную оценку целесообразности линии Татарская – Называевская. При этом сообщалось, что сроки строительства будут сдвинуты на 2024 год, что и произошло. Но конкретные объёмы финансирования строительства обходной магистрали и его источники пока не сообщаются официально.
Действующий участок Транссиба через Петропавловский регион (Казахстан)
По имеющейся информации, хотя действующая дорога была в аренде у РЖД, нередко возникали несостыковки в установлении проездных тарифов. Точнее, изменения в тарифах на железных дорогах Казахстана не дублировались на этой магистрали, и наоборот, что, естественно, вызывало разногласия между сторонами. В ответ на «неуступчивость» российской стороны в Казахстане периодически корректировали арендную плату в сторону повышения, даже при минимальном объеме перевозок на той же линии.
Границы между советскими республиками, напомним, были проведены столь «искусно», что многие железные дороги в приграничных регионах РСФСР с Казахстаном, как и в приграничных регионах почти всех других республик, не единожды пересекают территорию соседа, а то и нескольких соседей. После распада ССР в 1991 году затейливая транспортная география периодически приводит к конфликтным и по крайней мере проблемным ситуациям. В частности, некоторые магистрали в российских Заволжье и южном Урале неоднократно проходят по территории северных и северо-западных регионов Казахстана. К слову, тамошние грузоперевозчики и другие участники внешнеэкономической деятельности весьма обеспокоены нынешней геополитической ситуацией в мире. Тесные экономические связи с Россией, вынуждена жить в условиях жёстких санкций, заставляют задумываться о рисках попасть под них и казахстанцам, пишет местное издание Петропавловск.news. Казахстанские банки сейчас не принимают ни оплату, ни переводы санкционных банков, как и сами не оказывают подобные услуги. То есть совершить необходимые операции для сотрудничества с Россией можно только через один банк — ВТБ, принимающий деньги из санкционных банков и также находящийся под санкциями.
При этом с ним в Казахстане работают только через Казпочту, так что непонятно, каким образом может отразиться работа с российскими контрагентами через санкционные банки на казахстанских компаниях, участниках внешнеэкономической деятельности, в дальнейшем. У бизнеса, специализирующегося на железнодорожных перевозках и на внешнеторговойдеятельности имеются и другие страхи: «ВТБ Казахстана попал под санкции давно. Но лицензию выдает Нацбанк РК. Не получится ли завтра, что и он попадет под санкции за то, что дал такую лицензию? Мы мелкие игроки этого рынка, а вдруг через год все мы, кто с ними работал, тоже попадем под санкции? Когда началась война, мы учились выживать и уже многое пережили. Но сейчас ни юристы, ни бухгалтера не понимают, как вести себя в нынешних условиях».
По словам финансиста Расула Рысмамбетова, санкции будут только ужесточаться, но при этом все их инициаторы понимают, что торговля между Казахстаном и Россией не ставится на паузу, а даже в каких-то вопросах увеличивается. При этом рынок отслеживают, и в нем нет запрещенных санкционных товаров: «…Я знаю, что наши банки на связи с OFAC. Это структура минфина США, которую они уведомляют о сделках и объясняют, почему та или иная сделка была проведена. Поэтому риски хоть и есть, но в первую очередь санкции могут коснуться банков и крупных компаний, которые также хорошо общаются с их инициаторами. К тому же внезапно вдруг за ночь они точно не возникнут». Многие казахстанские грузоперевозчики и другие компании вынуждены открывать счета в российских банках в рублях и в тенге для того, чтобы оставить за собой российских контрагентов. При этом, как действовать дальше, пока непонятно, однако очевидно, что легче не будет.
Отлично понимая, что от Казахстана можно ожидать чего угодно, российская сторона не стала дожидаться, когда под давлением Запада казахи, например, наложат санкции на использование критической для неё инфраструктуры, приступив к строительству ещё одной железнодорожной ветки в обход Казахстана. Надо надеяться, долгострой всё же сдвинется с места. В более широком контексте, по мнению директора Центра мониторинга евразийских проблем (РФ) Аслана Рубаева, «после информации о том, что в Казахстане вместе с Азербайджаном выстраивают транспортно-логистические пути в обход России («Транскаспийской коридор» с участием также Грузии и Турции. – Прим. ВПА), РФ решила строить в обход Казахстана новый железнодорожный участок на Транссибе – от узловой станции Татарская. Мы не знаем, какая перспектива ждёт наши отношения, но я прогнозирую их ухудшение. Оно уже фактически идёт, потому Россией принимаются такие решения». Заметим, попытки дистанцироваться от потенциально ненадёжного союзника, активно сотрудничающего с НАТО и поощряющего радикальный национализм, находят отражение не только в новой железной дороге. В частности, на российскую территорию переносится (из построенного в советские времена Ульбинского металлургического комбината, волею судеб оказавшегося на территории бывшей Казахской ССР со штаб-квартирой в Усть-Каменогорске) переработка добываемого в России тантала, незаменимого в производстве ядерных реакторов, космических ракет и вооружения.
Алексей Балиев