Казахстан: креативное мышление школьников – как отражение образовательной системы и языковой политики
Казахстан: креативное мышление школьников – как отражение образовательной системы и языковой политикиВчера
В конце прошлого года были обнародованы итоги международного исследования PISA-2022, в рамках которого проверку на математическую, читательскую и естественно-научную грамотность прошли 15-летние учащиеся.
Параллельно оценивался также уровень креативного мышления, и полученные результаты стали известны только недавно.
Исследование охватило около 20 тысяч юных казахстанцев из 571 школ Казахстана. Большинство их – школьники, но были и те, кто поступил в колледжи. Участникам требовалось проявить творческий подход к работе с письменными и визуальными заданиями – например, оригинально развить сюжет рассказа, разработать вариант логотипа для определённого мероприятия, предложить собственные решения какой-то проблемы местного или глобального масштаба и т.д.
Проанализировав результаты исследования, организаторы пришли к выводу, что в подавляющем большинстве стран уровень креатива 15-летних учащихся коррелирует с их же читательской, математической и естественно-научной грамотностью. И в том, и в другом случае лидеры: Сингапур, Канада, Южная Корея, страны Западной Европы, а из постсоветских – Эстония. Причём, одни и те же середняки и аутсайдеры.
Подобная корреляция наблюдается и Казахстане. Как и в основном разделе PISA, подростки из северных областей и обеих столиц значительно превзошли своих ровесников из южных и западных регионов.
В Казахстане 52,6% обучающихся не достигают базового 3-уровня по креативному мышлению (в среднем по странам ОЭСР – 21,7%). Это означает, что каждому второму обучающемуся сложно придумать оригинальные или разнообразные идеи для решения знакомых повседневных задач. В Сингапуре, Латвии, Корее, Дании, Эстонии, Канаде и Австралии более 88% обучающихся достигают уровня 3 или выше.
С показателем 24 балла из 60 возможных республика поделила с Брунеем, Молдавией и Кипром 44-47 места, расположившись чуть выше, чем в среднем по трём видам грамотности (51-е). Однако, следует учесть одно важное обстоятельства: если в сдаче тестов на уровень знаний приняла участие 81 страна, то оцениванием способности к креативному мышлению были охвачены только 64. Иными словами, в последнем случае ниже Казахстана оказались лишь 17 стран – преимущественно ближневосточные и латиноамериканские.
Средний балл за креативность по Казахстану оказался на 9 баллов ниже, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включающей в себя наиболее развитые государства мира. А если бы оценка осуществлялась по шкале, используемой в основном разделе PISA, то разница составила бы порядка 90 баллов, что, согласно градации, принятой авторами исследования, соответствует трём годам обучения.
Самый высокий в республике результат показали ребята из Северо-Казахстанской и Костанайской областей, набравшие в среднем по 30 баллов. То есть их отставание от ровесников из стран ОЭСР (33) втрое меньше, чем общестрановое. Они продемонстрировали такой же уровень креативного мышления, как и учащиеся Исландии, Словакии, Сербии, Хорватии, Словении, всего один-два балла уступили сверстникам из Италии, Франции, Израиля, Нидерландов.
Главным республиканским аутсайдером стала Туркестанская область, представители которой набрали в среднем всего лишь 18 баллов. Такой же показатель, к примеру, у Палестинской автономии, где условия для получения образования значительно хуже. Ненамного лучше ситуация в двух других южных областях, Кызыл-Ординской и Жамбылской, – по 20 баллов, или в полтора раза меньше, чем в Костанайской и СКО.
Если в двух последних регионах 4-го уровня (пороговым считается 3-й) и выше достигли соответственно 45,7 и 43,6 процента учащихся, то в трёх южных – от 14,3 до 11,2 процента. При этом в Туркестанской области 72,8 процента участников не справились с пороговым уровнем. Иными словами, там почти три четверти 15-летних подростков не обладают даже элементарными навыками креативного мышления.
Таблица с показателями всех областей республики составлена на основе аналитической записки Национального центра исследований и оценки образования «Талдау» при Министерстве просвещения. Тестирование в рамках PISA-2022 проводилось до появления в Казахстане трёх новых регионов, поэтому отдельно по ним результатов нет.
Невооруженным глазом видна очевидная и прямая зависимость: чем выше в той или иной области удельный вес детей, получающих образование на русском языке, тем лучше показатели. И, наоборот, чем выше доля учащихся казахских классов (плюс узбекских, таджикских, как в Туркестанской области), тем результаты хуже. Единственное исключение чисто локального характера составляет Мангистау (общее 8-е место среди 14), юные жители которого проявили креатива чуть больше, чем участники из нескольких регионов с более высоким удельным весом обучающихся на языке Пушкина.
Безусловно, нельзя не брать в расчёт разницу в качестве образования между городскими и сельскими школами. Но в русскоязычных Костанайской и Северо-Казахстанской областях соответственно 39,3 и 53,8 процента детей учатся на селе, однако эти регионы, тем не менее, по итогам оценивания креативного мышления превзошли оба столичных города, Астану и Алма-Ату, где в русские классы ходят менее половины всех школьников. Причём превзошли и по среднему баллу (30 против 29), и по доле достигших 4-го уровня и выше (43,6-45,7 процента против 40,4-40,9). А третий город республиканского значения, Шымкент, где на русские классы приходится менее четверти всего ученического контингента, и вовсе оказался в числе аутсайдеров по обоим рассматриваемым показателям – 22 балла (13-е место среди всех 17 регионов страны) и 19,9 процента (тоже 13-е место).
Вывод очевиден: место учёбы (город или село) оказывает влияние на результаты, но в ещё большей степени эти самые результаты в Казахстане зависят от языка обучения. А также, конечно, от тех, кто учит детей в школах Казахстана.
В «Тик-токе» гуляет видеоролик с выступлением известного националиста Аятжана Ахметжана, который ранее руководил республиканским центром Qazbilim, объединяющим сеть казахских лицеев в разных регионах страны, рядом столичных гимназий. Особо популярным среди определённого круга казахстанцев Ахметжан стал после вызвавшей широкий резонанс статьи «Мне жалко детей, которых отдают в русские классы». Рассказывая о том, какой должна быть национальная школа, он призывает не оглядываться на опыт и достижения других стран, поскольку, мол, наши предки тоже не только овец пасли, но и знали законы физики, механики… И иллюстрирует свою мысль таким примером: Ньютон сформулировал свой первый закон в конце 17-го века, а казахи ещё задолго до этого выразили его суть в поговорке: «Жел соқпаса, шөптің басы қимылдамайды» – «Если не будет ветра, трава не шелохнётся».
Что тут скажешь? Если среди казахстанских педагогов много людей с таким же менталитетом и такими же представлениями о мире, науке, образовании, как Аятжан Ахметжан и его последователи, то в недалёком будущем подрастающее поколение республики будет способно освоить лишь навыки в сфере животноводства, то бишь умение пасти крупный рогатый скот.
Владимир Прохватилов