Обретение мудрости в прошлом: Сикстинский потолок Микеланджело
Обретение мудрости в прошлом: Сикстинский потолок МикеланджелоСегодня
Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512 гг. Микеланджело. Фреска, Сикстинская капелла, Ватикан. (Общественное достояние).
Наши художественные традиции полны мудрости. Мы можем заглянуть в прошлое и с пытливым умом и открытым сердцем усвоить уроки истории нашей культуры. Итальянское Возрождение наполнено грандиозными историями, которые привели к появлению великого искусства, и история и искусство Микеланджело являются непреходящим примером.
Этюды для "Сивиллы Ливийской", 1510-1511 гг. Микеланджело. Бумага красным мелом, белым мелом и углем; 11 3/8 дюйма на 8 7/16 дюйма. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. (Общественное достояние)
"Ливийская сивилла", 1508-1512, Микеланджело. Фреска, Сикстинская капелла, Ватикан. (Общественное достояние)
Микеланджело не только объединил христианские, иудейские и языческие фигуры в одной композиции, он также нарисовал визуальное изображение Бога — большая редкость для художников. “Это Бог и начало Божьего творения, и Он заслуживает того, чтобы его нарисовали, — говорит Уоллес. — Это правда, что в раннехристианском искусстве Бог иногда не изображался, или это была просто его рука или что-то в этом роде, поэтому очень смело представлять, как выглядит Бог. Микеланджело дал нам образ Бога, который стал каноническим представлением о том, как выглядит Бог для многих людей в мире".
Изображение Бога в “Сотворении Адама” — фреске, являющаяся частью Сикстинского потолка, является одним из самых знаковых изображений в мире. Микеланджело нарисовал Адама в момент его пробуждения, после чего он встречает своего создателя. Лежащий Адам с тоской смотрит в глаза Богу и протягивает руку, чтобы прикоснуться к своему создателю. Бог — вместе с окружающими Его библейскими персонажами — с огромной энергией движется к Адаму. Довольный своим замыслом, Бог протягивает руку, чтобы коснуться Адама.
Пространство между пальцами Адама и Бога так невелико и в то же время так значительно: “Несколько сантиметров, разделяющих кончики их пальцев, являются величайшей остановкой времени и повествования в истории искусства”, — говорит Уоллес в своей книге “Микеланджело: художник, человек и его время”. Если бы только Адам проявил чуть больше энергии, если бы он соответствовал усилиям Бога, кажется, что он прикоснулся бы к Богу, и разделение между ними прекратилось.
Написав более 300 фигур в более чем 150 отдельных живописных единицах, Микеланджело завершил потолок к удовлетворению папы Юлия II. Сикстинский потолок был открыт в День всех святых, 1 ноября 1512 года.
“То, что он упорствовал, учитывая то, с чем столкнулся, достойно восхищения”, — комментирует Уоллес. — Сам факт росписи потолка сам по себе удивителен. Были всевозможные проблемы. Мы должны восхищаться тем, что он выстоял под невероятным давлением, столкнувшись с невообразимыми трудностями, и многие другие люди сдались бы, но он этого не сделал".
Сикстинский потолок 1508-1512 годов работы Микеланджело. Фреска, Сикстинская капелла, Ватикан. (Общественное достояние)
В этом кроется крупица мудрости в истории Микеланджело: Микеланджело стойко переносил трудности с верой и сильным желанием визуально выразить божественное.
Микеланджело попросили завершить проект, который был ему чужд, и он не только справился с этой задачей, но и превзошел ожидания. Его вдохновенное стремление выразить божественное через человеческую форму, несмотря на множество трудностей, помогло ему создать современное чудо, которое мы продолжаем ценить и 500 лет спустя.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».