Рынок газа показывает упадок Европы и рост экономики Азии
В настоящее время всё больше танкеров с СПГ направляются не в Европу, а в Азию. КНР остаётся главным импортёром природного газа в регионе. Пекин оценивает, что рост потребления этого сырья в 2024 году на внутреннем рынке составит 6,5-7,7% и превысит 431 млрд м³. В 2023 году рост был также значительным — плюс 7,2%.
Россия — стратегически важный партнёр Азии в её развитии, которое требует стабильных энергетических закупок. В прошлом году Россия отправила 34 млрд м³ газа, из которых две трети пришлось на прокачку по «Силе Сибири», которая увеличилась в годовом выражении в 1,5 раза. Из товарооборота двух стран на поставки всех видов минерального сырья из России пришлось чуть менее 40% всего объёма сделок.
Всё это говорит о том, что несмотря на ключевую роль экспорта энергетических ресурсов из РФ в КНР, взаимодействие Москвы и Пекина далеко не ограничивается топливными вопросами. Более того, если мы посмотрим на объём экспорта газа (34 млрд м³) и сравним с суммарным его потреблением внутри КНР в 2023 году (404,8 млрд м³), то мы увидим, что Россия обеспечила 8,3% внутреннего спроса на это сырьё. Это много, но сама КНР тоже активно добывает газ, а также импортирует из других стран.
При этом динамика потоков газа в КНР не оставляет сомнений: экономика Европа всё меньше потребляет газа, и это не потому, что всё заменила возобновляемая энергетика, а потому что там фиксируется спад деловой активности.
Посмотрим на рынок СПГ как наиболее динамично реагирующий на рыночные изменения. Контракты на сырьё с привязкой к нидерландскому хабу в Европе сейчас торгуются ниже на 14% к цене по поставкам в Азию. Импорт сырья по итогу июля оказался на максимуме с февраля этого года, а спотовые цены оказались на рекордном значении с конца прошлого года.
КНР в июле закупила 6,41 млн тонн СПГ, что оказалось максимумом с апреля. СПГ сейчас всё больше используется в Китае как топливо для транспорта, а число проданных машин, работающих на газу, в годовом выражении увеличилось в три раза. Продуманный подход к обеспечению страны энергетическими ресурсами приводит к тому, что цена бензина, к примеру, внутри КНР не демонстрирует резких скачков.
Другие страны в Азии также активно предъявляют спрос на СПГ. Так, Индия увеличила закупки в июле до рекордного с октября 2020 значения (2,6 млн тонн). Япония не отстаёт: рост за месяц составил с 4,75 до 5,62 млн тонн, достигнув максимума с марта.
Конечно, за поставки в Азию разворачивается конкуренция. Наращивают отгрузки США и Катар. США в июле поставили 3,41 млн тонн СПГ в регион — очередной из пиков. В июне, например, они поставляли лишь 2,71 млн тонн. Катар в июле нарастил отгрузки до максимума с начала года: с 5,23 в июне до 6,09 млн тонн.
При этом вся Европа в июле закупила лишь 2,25 млн тонн СПГ из США (минимум с ноября 2021 года) и 0,74 млн тонн СПГ из Катара — самый слабый результат с сентября прошлого года.