Пусть не надеются: Конфликт России и НАТО вряд ли обойдется без ядерных ударов
НАТО проиграет войну России на поле боя, поэтому первая прибегнет к ядерному оружию, уверен финский профессор Туомас Малинен.
Таким образом он прокомментировал статью New York Times о впечатляющих объемах производства дронов в России.
«Очевидный факт, который я никогда бы не хотел увидеть в своей жизни, заключается в том, что, если разразится война между НАТО и Россией, именно альянс первым прибегнет к ядерному оружию, поскольку конвенциональная война на поле боя им уже проиграна», — написал он в соцсети.
Финский профессор, очевидно, реально опасается, что его страна окажется втянутой в ядерную войну. Но стоит ли ее всерьез опасаться? И с чего он взял, что НАТО обязательно проиграет обычную? Означают ли его слова, что в производстве конвенциального оружия НАТО отстала?
— Совершенно не означает. Совокупный потенциал стран НАТО намного больше российского, — напоминает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Именно НАТО нависает над рубежами России, а не наоборот. Другой вопрос, что силы альянса в Восточной Европе растянуты и слабы, есть узкие места типа Сувалкского коридора и т. п.
Теоретически в случае конфликта РФ могла бы занять часть или всю Прибалтику. Но вряд ли речь может идти о чем-то большем. Является ли это поводом для ядерного удара — вопрос к натовским аналитикам.
«СП»: Насколько реален сценарий, описанный Малиненом?
— На мой взгляд, это сценарий какой-то истерической реакции. Россия может наступать только на ограниченных театрах типа Прибалтики. Фронт от Финляндии до Украины представляется чем-то фантастическим, а уж о наступлении на Германию или даже Польшу речь в принципе не идёт.
«СП»: Если все же представить себе, что они ударят по нам, что дальше?
— Естественно, ядерный удар по нашей территории — это однозначный повод для ответного удара. Это уже действительно последняя «красная линия», дальше которой ничего нет.
«СП»: В США много лет обсуждается теория «ограниченной ядерной войны». Они всерьез верят, что она возможно? Что они смогут повоевать с нами ядеркой на территории Европы?
— Нужно понимать, что у Франции и Великобритании тоже есть ядерное оружие, и вряд ли они останутся пассивными наблюдателями. Да, их потенциал намного меньше российского и американского, но тем не менее. Американцы уповают на свое «островное» положение и опыт двух предыдущих мировых войн, когда конфликты в Европе способствовали их усилению. Но тогда не было ядерного оружия.
«СП»: Малинен, очевидно, опасается, что его страна станет потенциальным ТВД в случае войны НАТО с Россией? Но финские элиты, кажется, этого совершенно не боятся. Раз в НАТО вступили-то…
— У финнов есть «травма» времён советско-финской войны, поэтому естественно, они рассматривают подобные сценарии. Но вступление в альянс и его приближение непосредственно к Санкт-Петербургу лишь повысило вероятность такого конфликта. В целом же Финляндия и Прибалтика — действительно наиболее вероятные направления прямого столкновения НАТО и России.
Не боятся и элиты других стран Европы. Почему? Они думают в бункерах отсидеться? Или все же не рассматривают всерьез такой сценарий?
— Пока и Россия, и Европа, и США явно уклоняются от эскалации до уровня нанесения ядерных ударов, т.е. понимание рисков в целом есть. Война ведётся в «гибридном» формате и локализована на территории Украины — как серой буферной зоны между Россией и НАТО. Основные же театры — не столько военные, сколько экономические и информационные.
— На данный момент среди всей болтовни по поводу возможного прямого столкновения России с НАТО достаточно реальным остается один сценарий, — уверен военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Это когда натовские войска без разрешения России заходят в зону проведения СВО. А театром военных действий является вся Украина. Об этом недавно еще раз напомнил президент Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. Поэтому, если НАТО не заинтересовано в прямом столкновении с Россией на данный момент, то просто не надо заходить на Украину, даже на западную.
Надеюсь, что российская сторона четко по дипломатическим каналам довела до Запада, что если его войска окажутся на Украине, они станут первостепенной целью. Вот это действительно реальный сценарий столкновения. Но, естественно, разговоры про то, что НАТО не готова к войне с Россией, это, конечно, блеф.
НАТО тоже готовится к большой войне с Россией. Да, есть впечатляющий рост производства дронов, из-за чего мы смогли достичь паритета по FPV-дронам и даже в большинстве регионов уже превосходим противника в этом, особенно в дронах на оптоволокне. Но ведь Запад тоже не сидит сложа руки — создана дроновая коалиция из десятка государств, которые возглавили Великобритания и Латвия. Они же тоже наращивают производство дронов.
И «Рейнметал» расширяет производство снарядов. И по всем компонентам запланировано увеличение бюджета НАТО на ближайшие годы: это и артиллерия, и боеприпасы, и бронетехника, и авиация, и, конечно же, дроны. НАТО готовится к прямому столкновению, но на данный момент прямой конфликт может произойти только по вине НАТО, если они заходят на Украину.
Второй сценарий, если они начинают блокировать Калининградскую область, и на этой территории тоже начинаются военные действия. Понятно, что театром военных действий становится сразу же не только сам Сувалкский коридор, но и Прибалтика, и Польша, да, и возможно Финляндия тоже, если они начнут блокировать Финский залив.
Ну, в начале России попробует ответить всем имеющимся конвенциональным оружием. Если коснется Калининграда, то однозначно удары уже будут наноситься по Прибалтике и Польше. Если будут заходить на территорию Украины, скорее всего, сначала по ним. НАТО по численности вооруженных сил совокупно, конечно же, Россию превосходит.
Правда, здесь есть один момент: по совокупности превосходит, но не факт, что по количеству боеспособных сил. Поэтому столкновение с войсками НАТО на конвенциональной основе непредсказуемо по последствиям. По крайней мере гипотетически стоит предположить, что именно Россия вынуждена будет первой применять хотя бы тактическое ядерное оружие, учитывая превосходство противника.
Не факт, что будет прямо немедленно удар ядерным оружием по Прибалтике, но такая вероятность велика. И тут нужно натовцам задуматься, что в случае агрессии против России они получат ядерную ответку — сначала тактическим ядерным оружием, а потом ракетами средней дальности и уже, возможно, с более мощными ядерными боеголовками.
Вот к чему может привести безответственность НАТО в своих заявлениях. Никто этого не исключает. Надо просто России четко заявить, что все сценарии возможны. Конечно, никому не хочется первым применять ядерное оружие. Но надо заявить, что вероятность удара по НАТО в случае агрессии близка к 100%.