Кто должен контролировать Западную Сахару?

Кто должен контролировать Западную Сахару?СегодняФранция стала последней страной, поддержавшей претензии МароккоКто должен контролировать Западную Сахару?Фото: magnum photos / бруно барби.

Прошло почти 50 лет с тех пор, как Марокко заявило о своем суверенитете над Западной Сахарой, куском земли, который простирается на 900 км вдоль Атлантического побережья на юге страны. Фронт ПОЛИСАРИО — группа сопротивления, поддерживаемая Алжиром, давним соперником Марокко, и представляющая коренное население территории, сахари, — все еще борется за контроль. В 2020 году 29-летнее прекращение огня было нарушено. 30 июля Франция назвала план Марокко по Западной Сахаре «единственной основой» для разрешения конфликта. В ответ Алжир отозвал своего посла из Франции.

Франция — это лишь последняя страна, выразившая одобрение претензий Марокко. В марте 2022 года Испания склонилась в пользу Марокко. По крайней мере 28 стран, многие из которых арабские или африканские, предложили свою поддержку Марокко, открыв посольства в Западной Сахаре. Самое важное, что в последние недели своего президентства Дональд Трамп тоже признал претензии Марокко. В ответ Марокко установило дипломатические отношения с Израилем, который затем предложил свое одобрение в 2023 году (он уже отправлял беспилотники для борьбы с ПОЛИСАРИО). Марокко стало обладателем территории де-факто. Но каковы его претензии на данную территорию?

Когда-то известная как Испанская Сахара, эта область была одним из последних остатков испанской империи. Она богата ресурсами, включая месторождения фосфатов и рыбные запасы. Когда Испания ушла в 1975 году, она согласилась передать власть Марокко и Мавритании. Сахари ответили формированием фронта ПОЛИСАРИО. Мавритания вышла из последовавшего конфликта в 1979 году, но две другие стороны продолжили сражаться. Марокко утверждает, что контролировала регион до прихода испанцев. Но сахари, кочевой народ, говорят, что они управляли собой на протяжении столетий. Ни 16 лет борьбы, ни 29 лет прекращения огня и переговоров ничего не решили.

ООН попыталась помочь бывшей колонии осуществить плавный переход от испанского правления. Несколько резолюций, принятых в 1960-х и 1970-х годах, подчеркивали, что власть должна быть передана деколонизируемому народу «в соответствии с его свободно выраженной волей и желанием». Это означало проведение референдума с сахарцами. Хотели ли они присоединиться к одному из своих соседей или предпочитают добиваться независимости? Но референдум сразу же столкнулся с препятствием, когда Марокко обратилось в Международный суд с просьбой рассмотреть его иск.

В некоторых отношениях суд вынес решение в пользу Марокко. Он пришел к выводу, что Западная Сахара не была terra nullius (ничейной землей) во время колонизации Испанией и что прочные исторические связи связывали Марокко с племенами, живущими там. Это составляет основу сегодняшних претензий Марокко.

Но суд подчеркнул, что его решение не является обязательным, и его вывод также выявил слабые стороны в аргументации Марокко. Того, что тогдашний султан страны назначал «каидов» (сборщиков налогов) и шейхов в Западной Сахаре в 19 веке, было недостаточно, чтобы убедить судей в том, что Марокко контролировало территорию. По мнению Испании, племена отказались платить налоги, из-за чего власть Марокко казалась шаткой. Судьи согласились, что султан имел власть над некоторыми племенами, но обнаружили, что они отвергли любую «связь территориального суверенитета».

Эти исторические аргументы кажутся все более неактуальными. К тому времени, когда обе стороны договорились о прекращении огня в 1991 году, Марокко контролировало около двух третей Западной Сахары и все её побережье; теперь оно управляет примерно 80% территории, а ПОЛИСАРИО контролирует оставшуюся часть вдоль границы с Мавританией. Правительство Марокко потратило миллиарды на развитие контролируемой им части и постоянно увеличивало число поселенцев.

Маловероятно, что обе стороны согласятся на условия референдума: ПОЛИСАРИО хотел бы, чтобы в нём приняли участие только те, кто был учтён в переписи 1974 года, и их потомки; Марокко заявляет, что новые жители должны иметь возможность голосовать, что практически гарантирует этой стране победу. В любом случае у Морокко мало резонов проводить опрос — растущая поддержка Запада только укрепляет его позицию, без какой-либо необходимости консультироваться с жителями территории.