США выбивают Россию с рынка СПГ. Газпрому придётся плохо
В «Газпроме» считают, что главными интересантами вторжения ВСУ в Курскую область могут быть США. Публично название государства озвучено не было, но именно они являются главными экспортерами СПГ. Однако эксперты Новороссии сильно сомневаются в том, что ведущим фактором был именно экономический.
В «Газпроме» полагают, что атака ВСУ на Суджу и захват одноименной газоизмерительной станции – это не просто тактическая цель, а скорее стратегическая. Так считает официальный представитель компании Сергей Куприянов.
«9 августа зафиксирован годовой пик биржевых цен. А еще только лето. Возникает вопрос: кому это выгодно?» – добавил топ-менеджер компании.
Если анализировать высказывание с политической точки зрения, то все становится понятно: Москва и госкомпании опасаются, что все существующие ниши займет Вашингтон. Именно США являются основным поставщиком СПГ. Если же рассматривать происходящее с рыночной точки зрения, то все окажется куда проще.
Все решит рынок
Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков, доктор экономических наук Павел Медведев отметил, «что не понимает смысла восклицания Куприянова». Цены выросли, но при этом возможность транспортировать «голубое топливо» в Европу сохранилась. Тем не менее, Москва оказалась в своего рода политическом тупике – ей приходится лавировать, чтобы реализовывать свой основной товар.
«Ситуация такова только на текущий момент. Но что будет завтра – абсолютно никому неизвестно. Не говоря уже о том, что в Европу транспортируется меньше трети от нормального потока. Если не не изменяет память, некогда мы экспортировали 150 миллиардов кубов. А сейчас, если мне не изменяет память, около 30. Так о чем же речь? Перекинуть в Китай эти мощности невозможно. Вторую нитку «Силы Сибири» китайцы строить не хотят. Мы даже первую нитку не догрузили. Так что не совсем понятно, в чей адрес это восклицание», – подчеркивает ученый.
Рост цен на «голубое золото» он объяснил именно тревогой тех, кто так или иначе вложился в нефтегазовые компании. Рынок углеводородов в значительной степени в является финансовым. И газ относится к «однородным» товарам (даже нефть является менее однородным товаром, поскольку она бывает разных сортов и не является взаимозаменяемой).
«На газовый рынок за последние лет 50 вышло огромное количество относительно мелких собственников. Не миллиардеров, которые имеют десятки процентов какого-нибудь газового концерна, а те, кто вложили десятки, редко – сотни, тысяч долларов. Как только возникает какое-либо явление им непонятное и пугающее, они бросаются на рынок что-либо продавать или покупать. В конечном счете цены регулируют именно они. Но если взглянуть на историю колебания цен, то окажется, что эти колебания очень краткосрочны. Эти люди достаточно быстро успокаиваются. Они смотрят на «китов», на всяких рокфеллеров, ротшильдов, морганов и прочее богатье. Которые не дергаются. И в итоге пристраиваются в кильватер. И всплеск в ту или иную сторону исчезает», – подытожил Павел Медведев.
Сохранить сбыт
С ним согласен член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров, кандидат экономических наук Александр Разуваев: рынок банально реагирует на происходящее.
«Если экспорт перестанет идти, «Газпрому» придется фигово. У него и так выручка от продажи газа на экспорт схлопнулась в два раза. Сейчас эта тема немножно ушла, но раньше Ирак (при Саддаме), Иран захватывали каких-нибудь заложников, то нефть сразу росла вверх на 10-15%, но потом «успокаивалась». Поэтому я политики в этом не вижу. Надеюсь, «Газпром» сохранит экспорт, он и так у нас несколько убыточный», – напоминает аналитик.
При этом он назвал шансы возврата «Газпрома» на европейский рынок и восстановление «Северных потоков» реальными, даже вероятными по окончании конфликта, поскольку это очень выгодно Европе.
Что касается заявлений представителей газового гиганта, Разуваев назвал их логичными – компания должна комментировать цены. Но сейчас самое главное – сохранить сбыт.
Политика – отдельно, экономика – отдельно
Российский политолог и политтехнолог считает, что Суджа для атаки была выбрана неслучайно – в случае обострения конфликта украинская сторона будет иметь своеобразные козыри в рукаве и сможет вести политический торг с Россией на выгодных для себя условиях.
«Тот дипфейк в исполнении нашей любимой Маши [Захаровой], на который ссылается МИД, говорит нам о том, что эта тема – не пустая, что она имеет под собой определенные основания. И что ее нужно иметь в виду. Если бы слабым местом оказалась другая территория, то Киев ее бы и выбрал. Что касается газа… США и так потихоньку уходят с европейского рынка СПГ, потому что азиатский рынок богаче. Это естественный процесс. Взвинтить цены они, конечно, могут. Я думаю, эта цель могла иметь косвенное изначение, но прямое значение имеет то, о чем сказал Ермак. Такие рейды ухудшают нашу переговорную позицию. Они показывают, что Россия ничего не может, а значит, должна согласиться на наши условия. Также он сказал еще одну фразу: что Киев не собирается вести переговоры с Москвой об участии ее в конференции, но нам нужно от всего мирового сообщества вручить ей некий план, некие условия. Я думаю, что это все же на первом месте. А «Суджа» – на втором», – резюмировал эксперт.