Дюмин начал перезагрузку. Госсовет получает влияние
Помощник Президента Алексей Дюмин, который в конце мая был назначен секретарем Государственного совета, запустил перезагрузку данной структуры. В последние годы имеющийся потенциал Госсовета оказался далеко не раскрытым, хотя все возможности для этого имеются. Данный орган важен хотя бы потому, что объединяет всех глав российских регионов, которые работают непосредственно «на земле» и по ряду вопросов оценивают ситуацию лучше, чем федеральные чиновники.
Вообще институт губернаторов за последние 10 лет кардинально изменился. От удельных «князьков» сначала имела место провалившаяся попытка перехода к так называемым «технократам». То есть кадрам безыдеологичным и лишенным инициативы, послушно выполняющим KPI, присланный из центра. Впрочем, неэффективность подобного подхода стала очевидна практически сразу и проект был быстро свернут. Примерно с 2017-2018 гг. ставка была сделана на профессионалов-энтузиастов, которые с карьерной точки зрения состоялись, но сохранили потенциал к самореализации. И такую возможность федеральный центр решил им предоставить.
Данный подход, в целом, оправдался. Даже с позиции социологических опросов институт губернаторов пользуется доверием населения, хотя еще 10-15 лет назад ситуация была совершенно противоположной. Да и коррупционные скандалы практически исчезли. Таких уголовных дел, как в отношении последней плеяды «князьков», мы больше не видим.
Однако я бы выделил один важный момент, на который мало кто обращает внимание. Во многих регионах губернаторы самостоятельно инициируют действительно уникальные и полезные проекты, к которым ранее не просто не прибегали, но даже и не думали о них. Дабы не выделять сейчас отдельные регионы (потому что их много), просто перечислю направления этих проектов: территориальное планирование, демография, размещение производительных сил, развитие ИЖС, борьба с инокультурной миграцией и т.д.
Причем, как уже показывает опыт, на региональном уровне результат в большинстве случаев имеется. Даже несмотря на довольно скудные финансовые ресурсы бюджетной системы субъектов России. Кстати, как правило, инициируют смелые проекты как раз небогатые регионы, испытывающие серьезные трудности с наличием свободных средств.
Однако многие полезные инициативы, которые требуют масштабирования на федеральном уровне, так и остаются региональными проектами. Механизма, который позволял бы распространять наиболее удачные практики на другие субъекты, так и не появилось. Хотя именно Государственный совет теоретически должен был выполнять данную функцию.
Алексей Дюмин, судя по его первым шагам на новой должности, намерен выправить ситуацию. Во времена тульского губернаторства Дюмин возглавлял комиссию Госсовета по промышленности. Поэтому, исходя из личного опыта, прекрасно знает и понимает все особенности работы данной структуры.
В конце июля Дюмин провел совещание с главами комиссий Государственного совета и поручил им напрямую включиться в работу по формированию паспортов новых национальных проектов. Предполагается, что плановые значения национальных проектов будут согласованы между федеральным центром и губернаторами с целью минимизации рисков недостижения определенных показателей.
В целом, нынешние национальные цели и формирующиеся национальные проекты отличаются от предыдущей версии тем, что в них содержится меньше формализма. Определены соответствующие показатели, которые необходимо достичь к 2030 году, однако вместо статичного плана будет динамичный. Это абсолютно верно, поскольку и в «мирное» время ситуация серьезно меняется каждый год, а в текущих условиях актуальность подобного лишь возрастает. Исполнители национальных проектов получают бóльшую свободу действий и меньшую бюрократизацию работы.
В том числе это касается и губернаторов, которые, не будучи зашоренными формализмом, смогут внедрять свои подходы в достижение национальных целей и выводить их на федеральный уровень. Первые результаты такого подхода должны быть видны уже осенью, когда будут окончательно готовы паспорта новых национальных проектов.