Таможня Литвы задержала в порту Клайпеды самосвалы из Белоруссии. Похоже на ответку за пломбы
Дней десять назад начало действовать постановление белорусского правительства о предоставлении фурам, въезжающих в республику со стороны Литвы, «услуги» стоящей 50 евро — их обязали передвигаться по Белоруссии только со специальными навигационными пломбами.
Казалось бы — рядовое событие, которое в других условиях могло пройти незаметно. Закон нарушали? Санкционку, которая «пропадала» в пути, возили? На таком ловили? Нарушали, «пропадала», ловили.
Поэтому и решили отслеживать, чтобы товар где-то в пути не менял или страну отправителя, или страну получателя. Но литовские перевозчики, усмотрев в этом нарушение своих прав и дискриминацию, обратились за помощью к председателю своего правительства Ингрид Шимоните.
И вот похоже последовал ответ. Ведь говорили Лукашенко, не надо сидеть на двуx стульях, не надо тянуть рeзину, а побыстрее переводить в порты России все грузы какие только можешь. Вот и дождался звоночка.
А дело в том, что на сайте литовской таможни появилось сообщение о том, что она, эта таможня, задержала и не позволила отправить на экспорт через порт Клайпеды партию белорусских товаров, а именно — 18 контейнеров с четырьмя самосвалами БелАЗ в разобранном виде.
Почему можно предположить, что это ответ на белорусские пломбы. Во первых — это то, что Литва впервые не пропустила конкретные белорусские грузы, хотя санкции действуют уже с июня.
Во вторых — груз задержан уже в порту, перед самой отправкой. Получается грузу просто позволили добраться до Клайпеды, а могли ведь просто развернуть ещё на границе Белоруссии и Литвы.
Что будет дальше с грузом, какова его судьба — неизвестно. Литовцы отговариваются общими фразами о том, что «проводится расследование и решается вопрос о дальнейшей судьбе груза». Сколько будет тянуться это «расследование» не знает никто. Но по некоторым оговоркам, таким, например, как эта:
«Эти самосвалы, широко используемые в горнодобывающей промышленности, также могут быть адаптированы для других целей», — думается, что свои самосвалы Белоруссия увидит (если увидит вообще) ещё не скоро. Это прямой намёк на «товары двойного назначения».
А ведь литовцы ещё могут запретить перевалку через свои порты белорусских калийных удобрений, если Евросоюз всё-таки введёт дополнительные санкции против Лукашенко.
Если Александру Григорьевичу по каким-то причинам казалось, что Литва не будет рубить сук на котором сидит, то он глубоко ошибался. Литва зависима от ЕС, поэтому что ей прикажут, то и будет делать.
Единственный ответ Белоруссии на этот литовский выпад должен быть следующий: сколь возможно скоро собрать как можно больше грузов, которые пока идут через Литву и перевести на российские порты, тем самым избежав крупных рисков.