США считают, что сложности в платежах между КНР и Россией нарастают. Так ли это на самом деле?
СМИ США пишут, что сложности в платежах между КНР и Россией нарастают. Китайские банки опасаются проводить транзакции, в том числе оплату за российский экспорт. Так ли это на самом деле?
Конечно, любой предприниматель, у которого получается (быть может, пока) проводить финансовые транзакции с китайскими партнёрами, может сказать: «всё это ерунда, платежи нормально ходят». Но отдельный опыт, или даже опыт нескольких людей (компаний) не гарантирует, что картина именно такова.
Один уважаемый российский банк придумал схему перевода юаней за китайский импорт, например. Но по факту суммарные издержки предпринимателей из РФ за её использование составляют порядка 9% от отсылаемой суммы. Слишком много. Но в банке, предложив на таких условиях услугу, прекрасно поняли: она будет пользоваться спросом. А это значит, что проблемы с платежами — есть. Конечно, если не использовать бартер и другие возможности. Или гонять деньги через цифровые активы, но там — уже другие сложности и риски, в том числе юридические.
В СМИ США обращают также внимание, что проблема с платежами заключается и в доступе российского бизнеса к юаням. ЦБ РФ пытается решить этот вопрос, предлагая юаневые свопы, но ставки овернайт (то есть, на сутки) по ним поднимались выше 20%. Дорого. ЦБ РФ в три раза увеличил суточный лимит по таким свопам, но этого может оказаться всё равно недостаточно.
При этом, судя по имеющимся данным, ежесуточно в августе предприниматели хотят юаней на сумму в 2,8 млрд в долларовом эквиваленте. Это явно больше, чем нужно для обслуживания внешней торговли — даже если предположить, что СМИ США правы, когда говорят о практически 100%-ной доле юаня в торговле КНР-Россия. А ведь речь идёт о внушительном объёме сделок — на сумму в 240 млрд в долларовом эквиваленте.
Российский бизнес пытается занять в юанях и через эмиссию облигаций. С начала года было выпущено таких бумаг на сумму в 28 млрд юаней. ЦБ РФ поучаствовал в их покупке, но весьма скромно: из ФНБ было выделено 3 млрд юаней, что составило 11% от общей величины размещения.
В целом, мы видим, что на юани спрос растёт резко, так как в них пытаются хранить деньги российские резиденты. Как раньше для этого использовался доллар США. Всё это не может не вызывать грусти.
Весь тезис о безусловной выгоде для экспортёров и бюджета слабого рубля оборачивается снижением доверия к валюте страны со стороны участников экономики. Происходит отток из рублей в доллары (раньше), а теперь — в юани. Он, конечно, не масштабный, но в целом ничего хорошего для экономики страны в этом нет.
Что же касается сложностей в платежах по линии Россия-КНР, то готовые решения есть, но их почему-то не внедряют.