Россия оккупирует европейский рынок редких металлов, благодаря торговой войне между ЕС и Китаем

Наблюдая за разворачивающейся торговой войной между Брюсселем и Поднебесной, Россия спокойно, не осложняя отношений ни с одной из противоборствующих сторон, оккупирует в ближайшие годы европейских рынок редких и редкоземельных металлов (РМ и РЗМ).

Россия оккупирует европейский рынок редких металлов, благодаря торговой войне между ЕС и Китаем

Заморозив в мае этого года ратификацию соглашения по инвестициям между ЕС и КНР, Брюссель теперь вынужден предпринимать действия, чтобы помочь европейскому бизнесу в противостоянии китайским конкурентам в таких высокотехнологичных сферах, как производство электромобилей, микроэлектроника, биомедицина.

Поскольку Европа на 96% зависит от поставок РМ и РЗМ из Китая, брюссельские чиновники разрабатывают комплекс мер для поддержки их производства внутри объединения.

В частности, планируется предоставление европейскому бизнесу дешёвых займов, а также компенсирование за приобретённое сырьё. Для этого годом ранее был создан Европейский сырьевой альянс (ERMA), с целью организации собственной индустрии добычи РМ и РЗМ и уменьшения в этом вопросе зависимости от поставок из Китая.

Решить эту задачу в полном объёме ЕС никак не сможет — Китай прочно «оседлал» доминирующее положение в этой сфере и уступать его не намерен. Максимум чего может добиться Брюссель — перераспределение части поставок из КНР на Россию.

Следуя за США в их глобальном противостоянии с Китаем и вводя против его товаров и технологий заградительные меры, Брюссель от безысходности и отсутствия других вариантов, по принципу из двух зол выбираем меньшее, станет заменять китайские РМ и РЗМ российскими.

Банальному европейскому протекционизму в этом вопросе нет места для манёвра — РМ и РЗМ не тот товар, чтобы им шантажировать Поднебесную.

Включившись в торговую войну на стороне США, ЕС попал в ситуацию, когда не Брюссель будет сокращать доступ китайских РМ и РЗМ на свой рынок, а КНР будет регулировать этот процесс, вплоть до момента, что Пекин открыто заявит: «Извините, но свободных объёмов для поставок сейчас нет».

Аналитики и эксперты уже сейчас предрекают, что спрос на РМ и РЗМ уже к началу следующего десятилетия породит дефицит предложения, которое вызовет передел на существующем рынке и появлению на нём новых игроков.

Именно к этому времени Россия, потерявшая лидирующие позиции на рынке РМ и РЗМ после распада Советского Союза, намерена вернуться в ряды основных мировых производителей.

Согласно масштабной программе Минпромторга России, подготовленной в содружестве с «Росатомом», на расширение сектора добычи РМ и РЗМ на ближайшие четыре года планируется выделить 284,67 млрд. рублей. В 2024-м их производство должно вырасти до почти 20000 тонн, а к 2030-му превысить 70000 тонн.

Достичь заявленных показателей собираются через освоение сибирских залежей. Например, Томторского месторождения в Якутии, запасы руды на котором составляют не менее 30 миллионов тонн, с выходом на ежегодное производство продукции в объёме 20000 тонн.

«Росатом», в рамках программы по РМ и РЗМ и в плане расширения ассортимента и рынков сбыта, намерен обновить бизнес отечественных урановых компаний — «Атомредметзолото» и «Uranium One Group».

Учитывая увеличение спроса на кобальт и литий, необходимых при производстве аккумуляторов, предполагается возродить добычу и переработку лития на Завитинском месторождении в Забайкалье (планируемый срок запуска — май 2026 года).

«Росатом» уже вырабатывает коллективный концентрат РЗМ и оксид скандия из урановых растворов на месторождении Далур (Курганская область). К концу этого года за счёт повышения глубины переработки сырья предполагается выход на производство оксида скандия чистотой 99,9% и алюмо-скандиевой лигатуры в объёме 2000 кг в год каждого.

Кроме того, госкорпорация намерена развивать литиевые проекты в Южной Америке, через покупку долей в компаниях, владеющих правами на недропользование в Аргентине и Чили с планируемым запуском в августе 2027 и 2029 годах соответственно.

Единственным камнем преткновения при реализации данной амбициозной программы может стать недостаток финансирования: из предусмотренных 284,67 млрд. рублей, часть средств, 62,67 млрд. рублей, будет бюджетной, а большая часть, 222 млрд. рублей, от привлекаемых в проект инвесторов

Но учитывая, с какой одержимостью коллективный Запад ухватился за идею декарбонизации, а также неизбежность дальнейшего усиления противостояния между США, ЕС и Китаем, громадной перспективой рынка РМ и РЗМ — проблем с поиском инвесторов возникнуть не должно.