Почему китайские банки стали бояться принимать свою же валюту от России?
В России продолжают искать надёжные пути организации платежей во внешней торговле. Звучат идеи о том, как импортёрам получить так называемые «чистые юани»(без российского следа) для оплаты китайских товаров, но здесь всё не так уж просто.
Предлагается искать юани у российских экспортёров, которые продают товары в КНР. Но и у них могут быть сложности с получением валюты КНР за свои товары: дело в позиции немалого числа китайских банков, которые боятся вторичных санкций.
Причём опасения связаны с тем, что никто в мире не знает границ этих санкций. То есть, в КНР в банках рассуждают так: мы, быть может, думаем, что не нарушаем финансовые ограничения, но есть риск, что мы что-то не учли, а значит можем нарваться на санкции.
Но допустим, что импортёр нашёл экспортёра и хочет получить от него эти юани. Но если юани получены российским экспортёром за российский товар, а потом проведены через попавшую под санкции банковскую организацию, то насколько юани в этом беспроблемны для тех же китайских банков, когда импортёр захочет ими расплатиться за китайский товар — большой вопрос.
Наш источник в российском банковском сообществе всё же считает, что схема достаточно перспективная. Действительно, решается вопрос с юаневой ликвидностью, с которой туговато. Но мы бы обратили внимание вот на что: вопрос даже не только в том, где взять юани, и насколько они «чистые» с точки зрения китайских банков.
Дело в том, что каждый раз, если в схеме платежей есть банк из КНР, то риск их тяжёлого прохождения и «вечного зависания» всё равно присутствует. Именно потому, что в КНР не уверены, что они могут полностью обезопасить себя от рисков вторичных санкций, даже если изучат все документы на этот счёт, которые есть у Минфина США.
Пока мы пытаемся наладить платежи юанями за китайский импорт, из опубликованных 15 августа ЦБ РФ данных выясняется, что России до сих пор нужны и валюты стран, проводящих недружественную политику.
Если посмотреть на результат II квартала, то 42,4% экспорта России были оплачены рублями. 17,6% пришлось на доллары и евро, а оставшиеся 40% — на валюты дружественных стран. КНР в основном платит юанями, а страны-партнёры России по ЕАЭС — рублями.
В целом, доллар и евро как заноза в торговле, но пока нужны: не менее четверти импорта в РФ оплачивается ими. И при этом многие, кто принимают рубли от России, в итоге держат в голове долларовые цены на свои товары и курс обмена. Даже если цена фиксирована в юанях, то и в КНР ориентиром являются мировые цены (в долларах), если речь идёт биржевых товарах. Если же это потребительские товары, то здесь КНР сама определяет цены, и может спокойно ориентироваться на свою валюту.
Вывод здесь простой: рубль нужно выводить полноценно на мировую финансовую арену. Чтобы извлекать те же выгоды из этого, как США: там создали для себя преимущество, предложив доллар в своё время не только как платёжное средство, но и как мерило стоимости товаров в мире.