В России железные дороги можно строить в разы дешевле, чем это делает РЖД, было бы желание

В России рядовой обыватель с государственными компаниями связывает, прежде всего, неоправданно высокие зарплаты их управленцев, непомерные выплаты дивидендов членам правления, неэффективное управление и рачительность при расходовании финансовых ресурсов.

Но особо на этом фоне выделяется российский государственный монстр – РЖД. Иногда складывается впечатление, что нужно быть благодарным её руководству, что эта махина при этом, наперекор всем существующим законам, ещё и функционирует, перевозя грузы и пассажиров.

В России железные дороги можно строить в разы дешевле, чем это делает РЖД, было бы желание

Не смотря ни на что, государство делает ставку на её развитие, чего только стоит инфраструктурный проект Восточный полигон, предназначенный для увеличения грузопотоков через БАМ и Транссиб в порты Дальнего Востока и к границе с КНР.

В 2020 году только угля по ним вывозилось в объёме 120000 тысяч тон. В 2024 году этот показатель должен быть увеличен в полтора раза, до 180000 тысяч тонн, при общей потребности вывоза угля, металлов, леса, контейнеров, руд в 250000 тысяч тонн.

Что и говорить — масштабная задача, поэтому РЖД не поскупилась при проектировании, оценив строительство километра железнодорожных путей в 0,3 — 0,6 млрд. рублей.

Поскольку РЖД в стране монополист, то его расчёты в правительстве «проглотили» молча — а с чем сравнивать, не с глумящимся по поводу и без повода Западом же.

Так бы и продолжалось подобное дальше, да на беду РЖД, откуда ни возьмись, появляется конкурент, который не просто предлагает построить свою железнодорожную колею на Дальнем Востоке, но и обязуется сделать это в четыре раза дешевле.

Компания «Эльгауголь», входящая в бизнес-империю Альберта Авдоляна, собралась построить первую частную железнодорожную колею БАМа длинной 500 км, от Эльгинского угольного месторождения до посёлка Чумикан на побережье Охотского моря, оценив её в 97,1 млрд. рублей.

Согласно планам компании «Эльгауголь» железнодорожная ветка и портовый терминал должны быть готовы к эксплуатации через пять лет.

При этом из запланированных 97,1 млрд. рублей на строительство самой дороги будет потрачено 37,3 млрд. рублей, на приобретение подвижного состава — 28,4 млрд. рублей, ещё 15,8 млрд. рублей – на строительство порта, плюс 15,6 млрд. рублей пойдёт на приобретение портового оборудования.

То есть строительство одного километра железнодорожного полотна компании «Эльгауголь» обойдётся в 74,6 млн. рублей, что как минимум в 4 раза ниже сметы, утверждённой для РЖД.

Получается, что бизнесмен А. Авдолян «сорить» собственными деньгами не собирается в отличие от РЖД, которой, видимо, государственных средств не жалко.

При успешной реализации данного частного проекта на БАМе для РЖД наступят непростые времена — планов её громадье будет с чем сравнивать и оценивать.

У государственного монстра есть возможность «зарубить на корню» эту «вредоносную» инициативу. «Эльгауголь» просит у правительства РФ до тех пор, пока она не закончит строительство своей ветки, гарантировать в первоочередном порядке ежегодный пропуск через РЖД по 30 млн. тонн угля.

Так что теперь всё в руках правительственных чиновников — либо дать ход частной бизнес-инициативе и положить конец «финансовому беспределу» госкорпорации, возглавляемой О. Белозёровым, либо оставить всё как есть.

На чьей стороне в этот раз окажутся управленцы-государственники в Правительстве РФ Ю. Борисов и А. Белоусов, покажет ближайшее будущее.