В России железные дороги можно строить в разы дешевле, чем это делает РЖД, было бы желание
В России рядовой обыватель с государственными компаниями связывает, прежде всего, неоправданно высокие зарплаты их управленцев, непомерные выплаты дивидендов членам правления, неэффективное управление и рачительность при расходовании финансовых ресурсов.
Но особо на этом фоне выделяется российский государственный монстр – РЖД. Иногда складывается впечатление, что нужно быть благодарным её руководству, что эта махина при этом, наперекор всем существующим законам, ещё и функционирует, перевозя грузы и пассажиров.
Не смотря ни на что, государство делает ставку на её развитие, чего только стоит инфраструктурный проект Восточный полигон, предназначенный для увеличения грузопотоков через БАМ и Транссиб в порты Дальнего Востока и к границе с КНР.
В 2020 году только угля по ним вывозилось в объёме 120000 тысяч тон. В 2024 году этот показатель должен быть увеличен в полтора раза, до 180000 тысяч тонн, при общей потребности вывоза угля, металлов, леса, контейнеров, руд в 250000 тысяч тонн.
Что и говорить — масштабная задача, поэтому РЖД не поскупилась при проектировании, оценив строительство километра железнодорожных путей в 0,3 — 0,6 млрд. рублей.
Поскольку РЖД в стране монополист, то его расчёты в правительстве «проглотили» молча — а с чем сравнивать, не с глумящимся по поводу и без повода Западом же.
Так бы и продолжалось подобное дальше, да на беду РЖД, откуда ни возьмись, появляется конкурент, который не просто предлагает построить свою железнодорожную колею на Дальнем Востоке, но и обязуется сделать это в четыре раза дешевле.
Компания «Эльгауголь», входящая в бизнес-империю Альберта Авдоляна, собралась построить первую частную железнодорожную колею БАМа длинной 500 км, от Эльгинского угольного месторождения до посёлка Чумикан на побережье Охотского моря, оценив её в 97,1 млрд. рублей.
Согласно планам компании «Эльгауголь» железнодорожная ветка и портовый терминал должны быть готовы к эксплуатации через пять лет.
При этом из запланированных 97,1 млрд. рублей на строительство самой дороги будет потрачено 37,3 млрд. рублей, на приобретение подвижного состава — 28,4 млрд. рублей, ещё 15,8 млрд. рублей – на строительство порта, плюс 15,6 млрд. рублей пойдёт на приобретение портового оборудования.
То есть строительство одного километра железнодорожного полотна компании «Эльгауголь» обойдётся в 74,6 млн. рублей, что как минимум в 4 раза ниже сметы, утверждённой для РЖД.
Получается, что бизнесмен А. Авдолян «сорить» собственными деньгами не собирается в отличие от РЖД, которой, видимо, государственных средств не жалко.
При успешной реализации данного частного проекта на БАМе для РЖД наступят непростые времена — планов её громадье будет с чем сравнивать и оценивать.
У государственного монстра есть возможность «зарубить на корню» эту «вредоносную» инициативу. «Эльгауголь» просит у правительства РФ до тех пор, пока она не закончит строительство своей ветки, гарантировать в первоочередном порядке ежегодный пропуск через РЖД по 30 млн. тонн угля.
Так что теперь всё в руках правительственных чиновников — либо дать ход частной бизнес-инициативе и положить конец «финансовому беспределу» госкорпорации, возглавляемой О. Белозёровым, либо оставить всё как есть.
На чьей стороне в этот раз окажутся управленцы-государственники в Правительстве РФ Ю. Борисов и А. Белоусов, покажет ближайшее будущее.