Образование в Афганистане было полем битвы задолго до возвращения Талибана

Образование в Афганистане было полем битвы задолго до возвращения Талибана

За два десятилетия, последовавшие за падением режима талибов в 2001 году, в образовании Афганистана был достигнут значительный прогресс. К 2017 году количество школ увеличилось более чем в пять раз. В школах с первого по двенадцатый класс училось 9,2 миллиона учеников, 39% из которых составляли девочки. Это означает почти десятикратный рост охвата школьным образованием по сравнению с чуть менее миллиона детей (среди которых постм не было девочек) в 2001 году.

Таким образом, недавнее возвращение талибов вызвало серьезную озабоченность по поводу будущего образования, в частности девочек. Но чтобы оценить перспективы, сначала нужно понять, что было раньше.

В 2016 году было проведено небольшое исследование, чтобы изучить, как жестокие кампании, проводимые Исламским государством (ИГ), повлияли на образование в Афганистане. Поражение ИГ в Сирии и Ираке заставило исламистских боевиков искать убежища в плохо управляемых регионах Афганистана.

Ученые поговорили с десятками педагогов, политиков и учителей в Кабуле и Джелалабаде — административном центре провинции Нангахар, которая находится к востоку от столицы. Они хотели понять, как эта сложная динамика безопасности влияет на образование.

Учёные выяснили, что школы Афганистана оказались в ловушке ухудшения условий безопасности, слабого управления и системной коррупции. Группы повстанцев, включая ИГ и Талибан, захватывали школы и учебные заведения, чтобы вымогать ресурсы и радикализировать молодежь. Это происходило в обширных сельских районах, которые оставались в значительной степени под контролем Талибана, в то время как правительство, поддерживаемое США, находилось у власти в Кабуле.

Эти повстанческие группы внушали студентам ненависть как к Западу, так и к афганским правительственным учреждениям на том основании, что они продвигают западные ценности, подавляя ислам и афганскую культурную самобытность. Они также поощряли молодых людей совершать нападения на силы коалиции под руководством США.

Образование в Афганистане было полем битвы задолго до возвращения ТалибанаОбразование может разжигать конфликты

Национальные правительства и международные сообщества, поддерживающие образование в условиях конфликта, обычно рассматривают его как средство достижения мира и устойчивого процветания. Образование действительно является средством расширения прав и возможностей учащихся. Это создает новое видение и возможности трудоустройства, чтобы помочь учащимся обеспечить стабильные средства к существованию.

Однако это медленный процесс. А системы образования редко бывают нейтральными. Для того, чтобы образование привело к социальным изменениям, решающее значение имеет долгосрочная политическая приверженность.

Без обеспечения равного доступа и результатов, наряду с планированием и реализацией с учетом конфликтов, расширение доступа к школам само по себе не может способствовать миру и социальной справедливости. Напротив, как показали исследования, образование можно использовать для создания и разжигания условий насильственного конфликта. Это достигается за счёт усиления социально-экономического неравенства и продвижения ценностей и идей, которые воспринимаются как репрессивные и угрожающие местным этническим, религиозным и культурным группам. Видно, что этим группам навязываются импортированные модели образования.

  • Несколько факторов влияют на то, как образование может разжигать конфликты. К ним относятся неравный доступ к образованию; предвзятая история, продвигаемая в политических целях; манипуляция учебниками и поощрение ненависти к определенным группам. Все эти проблемы способствовали развитию образования в Афганистане.

Разделение между городом и деревней

Несмотря на то, что за последние два десятилетия посещаемость школ и университетов в Афганистане увеличилась, прогресс в образовании в основном сосредоточен в городских районах. Это означало, что даже когда городское население могло использовать образование как билет, сельские общины оставались уязвимыми для атак со стороны Талибана и ИГ.

Несмотря на развитие образования, было мало попыток устранить разногласия между Талибаном, в котором доминируют пуштуны, и различными этническими меньшинствами, такими как хазарейцы, таджики и узбеки, которые долгое время подвергались преследованиям. Образование могло бы стать важным инструментом национального примирения через признание этнического, религиозного и языкового разнообразия.

Во время западного военного присутствия в Афганистане правительство Кабула столкнулось с консервативными силами, преступными группировками и местными полевыми командирами, включая Талибан, из-за контроля над системой образования, ресурсами и учебной программой по обучению девочек.

Ключевые назначения в сфере образования неоднократно производились не на основе заслуг, а для консолидации власти и влияния в провинции. Поступали сообщения о широко распространенной коррупции в школьном секторе. Следовательно, большие объемы финансирования образования служили личным интересам политических элит, а не приносили пользу наиболее обездоленным афганским общинам.

Образование в Афганистане было полем битвы задолго до возвращения Талибана

Возвращение талибов к власти и уход западных сил положили конец радикальному политическому дискурсу, который служил этим воинствующим группам в течение 20 лет, в том смысле, что талибы оправдывали свою борьбу сопротивлением западной оккупации. Тем не менее, три проблемы, которые учёные определили в своём исследовании, — отсутствие безопасности, коррупция и слабое управление — будут по-прежнему оставаться основными препятствиями для доступа афганских детей к образованию. Несмотря на то, что талибы заявили о своей приверженности образованию девочек и правам женщин на работу, еще неизвестно, действительно ли их идеология изменилась. Только время покажет, будут ли образовательная политика и содержание образования в новую эру Талибана способствовать этнической и религиозной терпимости, культурному разнообразию и глобальному гражданству.

Безопасность учащихся и их школ также будет зависеть от того, как Талибан станет управлять страной, и новой динамики конфликта с участием этнических групп и ИГИЛ-К — экстремистской группировки, которая отвергает политическую идеологию талибов якобы как умеренную.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!