Российское станкостроение выходит из кризиса и замещает импортную продукцию
Неудовлетворительное положение дел в российском станкостроении длительное время являлось предметом справедливой на тот момент критики — примерно до середины 2010-х годов доля станков отечественного производства действительно составляла лишь от 5 до 10%. Тогда у руководства страны длительное время «не доходили руки» до отрасли, поскольку перед ним стояли другие, более важные задачи. Однако, постепенно и здесь ситуация начала меняться к лучшему, в первую очередь благодаря все более активной поддержки отрасли со стороны государства. И если первоначально упор делался на финансовую сторону вопроса — предоставление льготных кредитов, субсидирование производства и т.п., то сейчас приоритет начинает отдаваться сфере управления. Говоря проще, государство начинает брать эту стратегически важную отрасль под свой контроль, пусть и не абсолютный, но по ключевым направлениям развития.
Пример успешной государственной поддержки российского станкостроения
В качестве примера успешной реализации новой стратегии поддержки и развития российского станкостроения можно назвать крупнейшее отечественное предприятие станкостроительной отрасли — компанию «СТАН». В 2019 году она получила от государственной корпорации «Ростех» льготный кредит на сумму 4.4 млрд рублей, а также управленческую помощь. Это позволило «СТАН» выйти из сложной финансовой ситуации и приступить к реализации комплексной программы по развитию производственных и экспортных возможностей.
И результат не замедлил появиться — в 2020 году компания подписала контракты на поставку в течение нынешнего года 67 станков, общая стоимость которых превышает 4.5 млрд рублей. В общей же сложности сумма сделанных заказов сегодня превышает 16 млрд рублей, плюс к этому заметно снизилась и долговая нагрузка, поскольку к настоящему моменту удалось погасить кредиты в размере 2.5 млрд рублей.
Как видите, такая стратегия косвенного управления работает вполне успешно и недаром один из ведущих либералов всея Руси Алексей Кудрин недавно сообщил «ужасную правду» — под государственным контролем сегодня находится уже свыше 55% не только машиностроения, но и других высокотехнологичных отраслей — электронной и электротехнической. И в результате доля поставок станкостроительной продукции на отечественный рынок российскими предприятиями достигла 32-35% (по итогам 2020 года). Ну а планы на среднесрочную перспективу, то-есть 5-10 лет состоят в достижении доли установленных на российских предприятиях станков до 50%, что при нынешних тенденциях является вполне достижимой целью.
О перспективах отечественного станкостроения
В настоящее время объем потребностей российских предприятий в станкостроительной продукции составляет по оценкам экспертов от 120 до 150 млрд рублей. Причем, спрос имеет тенденцию к росту — особенно требуются такие виды изделий, как обрабатывающие центры различного профиля, тяжелые прессы и шлифовальные станки. Вот почему специалисты оценивают перспективы отрасли очень высоко и считают, что через несколько лет при сохранении правильной стратегии ее развития российские станки могут успешно продаваться и за границей.
И что еще крайне важно — в последнее время меняется концепция продаж. Если раньше производитель предлагал станок как отдельный продукт сам по себе, то сегодня все более широкое распространение получают принципы комплексного обслуживания, начиная о непосредственной реализации до наладки, сервисного обслуживания, модернизации и объединения в целые производственные комплексы. Отметим и еще одну позитивную тенденцию — увеличения сроков гарантийного обслуживания, который раньше составлял один год, а сегодня во многих случаях достигает трех лет. Наконец, в новых разработках все шире применяются такие новейшие достижения в сфере цифровизации, как использование Big Data, искусственного интеллекта, т.н. «цифровых двойников» и других перспективных инноваций.
Так что сегодня можно констатировать — у России есть все возможности для импортозамещения большей части станочного парка на отечественных предприятиях. А затем и выхода со своей продукцией на внешний рынок.