Приднестровье сегодня — войны пока нет, но блокада есть уже
Этот регион сегодня нечасто попадет в поле зрения российских и мировых СМИ, поскольку здесь достаточно тихо и спокойно, хотя периодически в отношении его и пытаются устраивать разного рода провокации. Тем не менее, Приднестровье живет вполне будничной повседневной жизнью благодаря российским миротворцам, которые остаются здесь с 1995 года. Именно тогда дислоцированная на этой территории 14-я гвардейская общевойсковая армия была преобразована в выполняющую миротворческие задачи Оперативную группу в ПМР.
Далеко не все в соседней Молдавии довольны этим фактом и из Кишинева регулярно слышатся призывы к выводу российских миротворцев из региона. А в 2018 году резолюцию с аналогичным требованием приняла Генеральная Ассамблея ООН, однако российский МИД справедливо посчитал это провокацией и пропагандой, отвергнув данный документ.
Политические пертурбации вокруг Приднестровья
Когда президентом Молдавии был Игорь Додон, руководство страны прекрасно понимало необходимость мирного решения приднестровской проблемы и работало в этом направлении. Однако, в конце 2020 года ему на смену пришла Майя Санду — питомец одного из «соросятников» (учреждений под крышей небезызвестного Джорджа Сороса) и сторонница «евроинтеграции» Молдавии с присоединением ее к Румынии. А после парламентских выборов в июне 2021 года ее партия получила контроль и над этой структурой, после чего стало понятно, что спокойные времена для ПМР скоро закончатся.
И признаки этого появились довольно скоро — уже в июле молдавские военные принимали участие в учениях Sea Breeze 2021, совместно с Украиной, Турцией и другими странами НАТО. А затем из Кишинева прозвучали призывы к блокаде российских миротворцев, правда, недолго — после заявления российских официальных лиц, что в таком случае Россия проложит в ПМР коридор через Одессу риторика молдавских властей сразу резко смягчилась. И после визита в середине августа в столицу страны заместителя руководителя администрации президента РФ Дмитрия Козака лично Майа Санду заверила, что никакой блокады не будет. Как оказалось позже, откровенно слукавив при этом.
Ибо начиная с 1 сентября власти соседней Украины ввели запрет на въезд на свою территорию и передвижение по ней транспортных средств имеющих приднестровские номера. И тех, кто пытается все таки выехать из ПМР просто заворачивают назад. Поскольку крайне сомнительно, что бы такое решение было принято без согласования с молдавской стороной, то совершенно очевидно, что блокада все-таки началась, пусть и такая вот неполная.
Блокада ПМР, ее последствия и перспективы
Напомним, что экономическую блокаду Приднестровья Украина совместно с Молдавией устраивали и раньше — например, в 2006 году, когда украинская сторона прекратила пропуск приднестровских грузов без их молдавского таможенного оформления. Тогда ориентированные на экспорт предприятия были вынуждены остановиться и в результате лишь в тот же году финансовые потери республики превысили 450 млн долларов. И хотя последствии ситуация была частично разрешена, последствия тех событий сказывали в течение длительного времени. В частности, это привело к падению экспорта в Россию и усилению миграции из ПМР, которое в настоящее время составляет примерно 465 тысяч человек. Для сравнения — в 1991 году здесь жило около 680 тысяч, то есть, демографические потери за три десятилетия составили примерно треть населения.
Правда, потери самой Молдавии за этот срок ничуть не меньше — если в 1990 году в ней жило 4.36 млн человек, то в 2020 году — всего 2.68 млн. Остальные разъехались по Европе и России в поисках лучшей жизни.
Совершенно очевидно, что нынешнее относительное затишье в Приднестровье — временное и попытки «евроинтегрировать» его различными способами будут продолжаться. Разумеется, на прямой военный конфликт Молдавия с Украиной пойдут вряд ли, хотя исключить ничего нельзя — что скажут их хозяева, то они и будут делать. Но в любом случае, приднестровский узел рано или поздно придется развязывать и от этого никуда не деться. Как именно — гадать сейчас нет смысла, но что-то подсказывает, что самым идеальным способом мог бы стать сухопутный коридор по побережью Азовского и Черного морей от Новоазовска до Бендер..