Почему в Белоруссии не любят Суворова и насколько это справедливо
Далеко не всегда национальные герои одних стран являются таковыми в других государствах, отношение к ним нередко бывает крайне неоднозначным. К примеру, в Монголии почитают создателя одной из величайших империй в истории человечества Чингис-хана, а вот в соседнем Китае и Средней Азии эта историческая личность отнюдь не в почете. И в российской истории можно найти такие примеры — если для россиян Александр Васильевич Суворов безусловно является великим полководцем и примером для подражания, то в Польше его, мягко говоря, сильно недолюбливают. И даже в Белоруссии отношение к нему достаточно неоднозначное, поскольку многие, особенно из числа либеральной интеллигенции и местных националистов обвиняют Суворова в множестве прегрешений. Но насколько они являются справедливыми, стоит рассмотреть более детально.
«Резня в Праге» — реальность или же миф?
В первую очередь поляки и часть приближенных к ним белорусских деятелей обвиняют Суворова в «резне в Праге» — предместье Варшавы, которое было взято штурмом суворовскими войсками в ходе подавления восстания 1794 года. Однако, хотя хотя действительно во время этого боя русская армия действовала жестко, ее «зверства» во многом являются откровенной фальсификацией. Кроме того, свою роль также сыграли и другие факторы — например, массовое убийство в апреле того же года в начале восстания русских солдат и офицеров, застигнутых врасплох и гибель большей части находившегося тогда в церкви безоружного батальона одного из полков (Киевского). После этого вполне естественным было желание армии отомстить за своих товарищей, что и стало причиной большого числа жертв с польской стороны, тем более что та сражалась крайне ожесточенно.
Кроме того, в ее рядах находилось множество вооруженных добровольцев из местного населения, которые впоследствии также приписали к «жертвам суворовской резни». Разумеется, нельзя сказать, что в ходе штурма с русской стороны все было идеально и случаи жестокости действительно имели место. Но это были именно что отдельные эксцессы, а не системная резня, как это пытаются представить польские и белорусские националистические историки.
Суворов в Кобринском Ключе
Второй эпизод, который в Белоруссии ставят в вину Суворову — его управление пожалованным ему императрицей Екатериной II имением под названием Кобринский ключ. Оно находилось на территории вошедших в состав Российской империи землях, ставших Гродненской губернией. Произошло это в 1795 году и первые два года в новом суворовском владении ничего не изменилось — полководцу просто было не до него. Лишь в 1797 году после отставки из-за конфликта с новым императором Павлом I он приехал сюда, что бы ознакомиться с делами своего имения и именно тогда якобы проявил себя как полный самодур. Как гласит легенда, он приказал всем молодым людям, не состоящим в браке, незамедлительно обвенчаться по своему желанию, а если же такого не случится, то это произойдет по жребию. И это было воспринято резко отрицательно, поскольку ранее это место имело статус королевской собственности, то есть, жители были лично свободными людьми. Более того, часть поселения подпадало под действие магдебургского права, то есть имело самоуправление и ему вряд ли понравилось такое вот бесцеремонное вмешательство в свою внутреннюю жизнь.
В реальности же никаких доказательств такого поступка нет и более того, находился Суворов в Кобрино совсем недолго — всего два месяца, после чего отбыл в свое родовое имение на территории Новгородской области. Разумеется, не исключено что в ходе пребывания в Белоруссии имели место определенные конфликты из-за разницы в социально-культурных особенностей с местным населением. Кроме того, не стоит забывать, что Суворов всю жизнь провел в армии, что тоже наложило отпечаток на его характер и поступки. В общем, вероятность подобного решения разумеется есть, но это отнюдь не твердо установленный исторический факт.
Другими словами, обвинения белорусских националистов в адрес А.В.Суворова базируются большей частью на непроверенных фактах и откровенной лжи. Которые, к сожалению, зачастую повторяют и отдельные российские издания.