Рaздрaй в «благородном» семействе. Латвия и Литва начинают борьбу за транзит

Рaздрaй в "благородном" семействе. Латвия и Литва начинают борьбу за транзит.

Транзитный кризис в Прибалтике выходит на новый уровень. Если попробовать применить к их ситуации с транзитом четыре известных стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, смирение, то окажется, что прибалтийские страны уже прошли их все.

Когда в России заговорили о переориентации балтийского транзита на российские порты, то в начале было отрицание, неверие: никуда они не денутся с этой подводной лодки, у нас и ближе и дешевле, да у них и нет возможностей и мощностей для перевода транзита. Надежды не оправдались.

Когда заявленные ранее Россией проекты начали воплощаться в жизнь и транзит стал потихоньку покидать прибалтийские порты, пришла злость: да как они посмели, какое имели право лишать нас лёгких денег, вaрвaры, они и есть вaрвaры. Да мы мигом заменим их Казахстаном и Китаем. Не вышло.

Когда поняли, что ещё немного и они могут остаться вообще без транзита, а грузы из Китая и Казахстана не спешат к ним в порты — начали торговаться, предлагать низкие тарифы, скидки. ходили слухи, что некоторые чиновники даже ездили в Москву, просить продолжения банкета. Не помогло.

Потом совсем смирились и начали искать внутренние пути выхода из сложившего положения, но наткнулись на ещё одну стадию- стадию называемую в народе эффектом стеклянной банки. Начались выяснения отношений как между ведомствами внутри стран, так и между самими странами Прибалтики.

Внутри страны это выглядит как игра в теннис: на одной стороне — руководство портов и железных дорог, с другой стороны — чиновники правительства, отвечающие за этот сектор экономики.

И вот мячик то на одной стороне, то на другой. Одни обвиняют чиновников в бездействии и равнодушии к проблемам портовиков, Чиновники, со своей стороны, сетуют на нерасторопность портовиков и на их неумении или не желании «активнее» работать, для привлечения новых поставщиков и увеличения транзита.

Эти междусобойчики внутри стран, конечно интересны, но ещё интереснее накал страстей между странами. Например, правительством Латвии дано прямое указание своим портовикам «отобрать» грузовые потоки у Литвы: сначала продукцию собственного производства, а потом, если получится, то и другую

«Нужно работать с грузами, которые создаются в Латвии, но сейчас идут в Клайпеду. Их нашим портам нужно было бы «отбить»», — призывает министр сообщения латвийской республики Талис Линкайтс.

Не только это подтверждает, что борьба за грузы в прибалтийских портах между балтийскими «сестричками» нарастает. Латвийский министр выдвинул тем же портовикам ещё одну задачу. Как известно, между Литвой и Китаем возник конфликт по поводу Тайваня. Этим и хочет воспользоваться Талис Линкайтс:

«Я слышал, что у Китая есть интерес переместить контейнерные грузы из Литвы в Латвию и через латвийские порты направлять грузы из Минска в сторону Скандинавии. Посмотрим, как пойдет, это пока что первые месяцы таких новых веяний».

Вот так, полунамёками министр подсказывает где нужно брать дополнительные транзитные потоки, кивая на соседей. Правда соседи и сами с усами. В декабре порт Клайпеды собирается совершить «самострел» — перестанет обрабатывать продукцию «Беларуськалия».

Вот тогда и начнётся самое весёлое. Клайпеда потеряет десятки миллионов долларов в год. Эти деньги надо будет чем-то скомпенсировать.

И Литва сама начнёт искать новые транзитные потоки и, скорее всего, обратит свой взор на соседей — это порты Риги, Лиепаи и Вентспилса.