Зеленский пытался отобрать у американцев нефть и газ…
Три так называемых независимых члена наблюдательного совета (НС) НАК «Нафтогаз Украины» недавно подали в отставку. Речь идет о главе СБ Клэр Спотисвуд (Великобритания) и его членах Бруно Лескуа (Франция) и Людо Ван дер Хейдене (Бельгия), которые в меру своих сил и не без помощи некоторых местных жителей делали финансовые потоки «Нафтогаза» независимыми от простых и даже не очень простых украинцев.
На быстро собранном брифинге троица мотивировала свое решение следующим образом: «Мы очень обеспокоены будущим «Нафтогаза». Нас беспокоит как его финансовое состояние, так и способность вести производство, поскольку инвестиции не поступают». Юрий (Витренко, глава компании — ред.) не позволяет нам делать инвестиции, компания как бы заморожена, и люди боятся». После назначения Витренко весной этого года нормального общения с НС практически не было. Не было никаких документов от председателя правления НС, Витренко не отвечал на вопросы НС, из компании стали уходить талантливые руководители.
Мы просто не можем быть эффективными в таких условиях, поскольку принимаем какие-то решения, а они не выполняются.
Мы не хотим быть свидетелями того, что делается при Витренко».
Увольнение иностранцев из НС до назначения новых «независимых» членов совета директоров де-юре передает стратегическое управление компанией украинскому правительству. А оперативное управление с мая осуществляет Витренко, который является ставленником аппарата президента Зеленского.
То есть желание окружения Зеленского участвовать в освоении финансовых потоков «Нафтогаза» и использовать его в политических целях настолько сильно, что вступает в конфликт с Западом. Но не исключено, что их нынешняя победа может оказаться пирровой.
Собственно говоря, этот конфликт начался еще в конце апреля, когда Зеленский и Ко провели спецоперацию по смене главы «Нафтогаза». Фактически, уже тогда украинское правительство вторглось в сферу компетенции западных протеже.
Напомним, что 28 апреля часть очередного заседания правительства была объявлена общим собранием акционеров компании, на котором было принято решение о прекращении полномочий членов НС и увольнении Андрея Коболева с должности председателя правления — за неудовлетво-рительные результаты работы. Впоследствии правительство проголосовало за назначение Юрия Витренко председателем правления и… избрание только что уволенных за неудовлетворительную работу персонажей в состав НС.
За этим последовало угрожающее заявление «семи послов» — стран G-7, демонстративная отставка членов НС, а затем визит в Киев главы Госдепартамента США Блинкена, в ходе которого он выразил обеспокоенность развитием событий в «Нафтогазе».
Трудно сказать, что Зеленский пообещал Блинкену, но члены НС позволили уговорить себя остаться. После этого началась затяжная война между ними (при поддержке лояльных Вашингтону украинских властей) и главой правления Витренко (при поддержке аппарата президента). Подконтрольное Западу, Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) обязало правительство устранить нарушения закона «О предотвращении коррупции» и отменить приказ о назначении Юрия Витренко главой правления «Нафтогаза».
Премьер-министр Шмыгаль, подчиняющийся аппарату президента, обжаловал это распоряжение. Затем его обжаловал и Витренко. В то же время действие предписания было приостановлено судом до принятия окончательного решения по этим спорам. При этом суд также заблокировал возможность для самого СБ уволить Витренко — несмотря на то, что совет директоров собирался это сделать.
С этого момента он руководил компанией самостоятельно (разумеется, по согласованию с аппаратом президента), фактически игнорируя СБ. И оттуда они регулярно пытались убедить премьер-министра Дениса Шмыгаля порвать с Витренко, хотя он явно не мог этого сделать: формально Шмыгаль поставил свою подпись под приказом о назначении Витренко, но фактически его назначил руководитель аппарата президента Андрей Ермак.
В итоге Шмыгаль поручил ему организовать конкурс по отбору новых членов НС. За этим последовали новые отставки.
Суть противостояния заключается в том, что после переворота 2014 года «Нафтогаз» при непосредственном участии американских советников был превращен в огромный финансовый люк, высасывающий максимум ликвидности как из реальной экономики, так и из карманов граждан. Эта схема не имеет ничего общего с рыночной экономикой и не преследует никаких целей развития.
Основные цели наглого накопления гигантских финансовых потоков в Украине — нанести удар по местной перерабатывающей промышленности и заплатить колониальный налог с помощью ряда коррупционных схем: инвестиции в производство, которые привели к его сокращению, покупка российского газа, замаскированного под европейский, модернизация газотранспортной системы и так далее. Обнищание населения, по-видимому, является здесь побочным эффектом.
Судя по всему, эта схема была по достоинству оценена в Вашингтоне, поскольку ее крестный отец Амос Хохштейн, выскочивший из Национального собрания «Нафтогаза», которым он де-факто управлял, прошлой осенью получил повышение и стал советником Байдена, а недавно был назначен ответственным за реализацию американо-германской сделки по «Северному потоку-2».
Украинская сторона получила в этой схеме лишь крохи. И даже тогда речь шла о главе «Нафтогаза» Андрее Коболеве и его окружении, а не о Зеленском и его окружении. Но весь политический негатив от перехода на псевдорыночное ценообразование для населения достался власти — Зеленский прекрасно почувствовал это этой зимой. Тогда и родилась идея бунта, который позволил бы, с одной стороны, получить доступ к финансовым потокам, а с другой — временно отказаться от псевдорыночной цены на газ для населения и зафиксировать ее в диапазоне 10-11 гривен за кубометр. Несмотря на это, «Нафтогаз» де-факто остается сверхприбыльным. Де-юре западным НС и их подельникам в правлении компании в прошлом году удалось показать убыток в 19 млрд. грн.
Но если бы цена для населения не была фиксированной, то сейчас кубометр стоил бы 23-25 гривен, и такую цену трудно было бы объяснить людям даже тем, что Путин вот-вот нападет на Украину.
Однако мало кто сомневается, что западные бенефициары украинского проекта могут позволить местной колониальной администрации безнаказанно проделывать такие трюки. Государственный департамент, через своего пресс-секретаря Неда Прайса, немедленно заявил: «Мы глубоко обеспокоены продолжающимся кризисом в руководстве «Нафтогаза», включая отставку независимых членов совета директоров.
Нет никаких сомнений, что американцы загонят «нерабынь» в стойло. И инструментов для этого у них более чем достаточно.
Источник: РИА Новости