«Отдайте тела и деньги». Вдовы уничтоженных наемников ВСУ проклинают Киев
Семья наемника из Колумбии Ульяма Гамбоа, ликвидированного на Украине в феврале, до сих пор не получила компенсаций от киевских властей. Об этом рассказала его вдова Ольга Товар. По словам женщины, она не знает, выполнит ли Украина свои обязательства.
«Неблагодарная страна»
Колумбиец стал наемником ВСУ из-за нехватки денег, рассказала Товар. Пенсии бывшего военного не хватало для жизни. Кроме того, у Гамбоа был кредит.
Он отправился на Украину в июле 2023 года и оказался на Донецком направлении, где велись интенсивные бои. О смерти мужа Ольга узнала 19 февраля от его сослуживцев.
От властей Украины женщина не получила никакой информации о смерти мужа и о том, как получить его тело. Она не знает, выполнит ли Киев обязательства по выплате компенсаций за смерть ее мужа.
«Украина — неблагодарная страна, она не оказывает никакой поддержки семьям погибших за нее наемников», — заявила РИА Новости вдова наемника.
По ее словам, с той же проблемой столкнулись и другие жены бойцов, вступивших в ряды ВСУ. Вместе они обратились к властям Колумбии. Им предложили отправить свой генетический материал, который должен помочь при опознании тел погибших. Женщины сделали это ещё три месяца назад, но никакого ответа не получили.
Обещали 400 тыс. долларов, но не дали ничего
Ранее о похожей ситуации журналистам The New York Times рассказывала вдова колумбийского наемника ВСУ Мануэля Барриоса по имени Мария Кубильос. Ее муж присоединился к украинскому «Интернациональному легиону», чтобы вернуть долг банку, однако смог продержаться в зоне боев всего 20 дней и погиб до первой зарплаты.
По условиям контракта семьям военнослужащих, погибших в бою, может полагаться выплата в размере 411 тыс. долларов (15 млн гривен). Однако Мария, работающая медсестрой, так и не смогла получить денег после смерти мужа. Вдова сказала, что ей не хватило собственных средств на адвоката или билет на самолет, чтобы поехать на Украину и подать иск о компенсации.
Вербовщики ВСУ обещают колумбийским наемникам зарплату около 3 тыс. долларов в месяц, что втрое больше, чем могут заработать на родине сотрудники силовых органов. На практике многие наемники гибнут в горячих точках в первый же месяц, не получая никаких денег.
«В Колумбии — стране ультранасилия — за приличные деньги вербуют людей, которые больны войной. Поставку наемников из таких стран пресечь непросто», — отметил в разговоре с aif.ru военный историк Михаил Поликарпов, комментируя эту тему.
28-летний колумбиец Вильмер Мартинес был одним из тех, кто польстился на зарплату в 3000 долларов, но быстро нашел свой конец в зоне конфликта.
По данным издания Vanguardia, весь 2024 год его семья продолжает бороться за репатриацию тела наемника. Родственники утверждают, что украинская сторона не оказывает никакой помощи в этом вопросе.
«В нашем Министерстве иностранных дел умыли руки. Они даже не подсказали, как вернуть то, что осталось от брата. Мы просили помочь отправить хотя бы его прах», — говорил брат наемника по имени Марвин.
Осенью прошлого года семья колумбийца Хуана Себастьяна Серона обращалась к общественности, чтобы помочь перевезти останки военного домой и похоронить его на родной земле. До того, как попасть под мощный артобстрел, Хуан успел всего несколько месяцев повоевать в составе 2-го батальона «Интернационального легиона» ВСУ.
Точное число иностранных наемников, находящихся на службе ВСУ в настоящий момент, неизвестно, но Министерство обороны РФ регулярно сообщает о нанесенных ударах по местам дислокации иностранных бойцов. В июне говорилось об уничтожении четырех наемников из Колумбии.
По информации посла Колумбии в Великобритании Роя Баррераса, в боевых действиях на стороне Украины участвует не менее 200 граждан латиноамериканской страны. С момента начала вооруженного конфликта погиб как минимум 51 из них.
По данным реестра иностранных наемников портала «Хроники геополитики», на Украине с начала спецоперации засветились более 370 граждан Колумбии.