Решение найдено. Импортозамещение в промышленности работает
Решение найдено. Импортозамещение в промышленности работает593 прочтенияВчера
На днях Михаил Мишустин провел встречу с главой Фонда развития промышленности (ФРП) Романом Петруцей. Я уже писал, что у нас есть три наиболее эффективных института развития. Это ПСБ (оборонка), ФРП (промышленность) и ВЭБ (крупнейшие проекты развития).
Механизм институтов развития себя полностью оправдывает, а в текущих условиях является самым действенным инструментом отраслевого развития экономики. Пример ФРП это только подтверждает.
В 2015 году, когда создавался Фонд развития промышленности, его капитал составлял всего 20 млрд рублей. Разумеется, это смешная цифра, которой было недостаточно для проведения даже частичного импортозамещения. Однако работа Фонда даже со столь небольшими суммами показала, что необходимо данную практику масштабировать.
К текущему моменту капитал ФРП составляет 370 млрд рублей, а к 2030 году вырастет еще минимум на 300 млрд. Это уже хоть какие-то более-менее серьезные суммы. За прошедшие 10 лет ФРП профинансировал 1700 проектов на общую сумму в 500 млрд рублей. Причем динамика нарастающая. Так, в 2023 году было поддержано в 7 раз больше проектов, чем в 2015 году, а в 2024 значение достигнет уже 250-300 единиц на 100 млрд.
Важно отметить, что это прямое финансирование по льготной ставке в 1-3% (иногда – до 5%). Более того, льготные кредиты возвращаются в ФРП и реинвестируются в иные проекты. Так, к настоящему моменту вернулось уже 200 млрд, а общий объем реализуемых сейчас проектов составляет 850 единиц.
Отдельно отмечу программу "Автокомпоненты". Ее цель понятна из названия. Импортозамещение комплектующих и расшивка узких мест – ключевой момент в развитии отечественного автопрома. Программа заработала в 2022 году. В первые два года по ней было выделено 100 млрд, по итогам 2024 года будет еще 50-60 млрд.
В условиях текущих процентных ставок на финансовом рынке прямое кредитование под льготный процент становится наиболее эффективным инструментом поддержки реального сектора. Субсидировать банковскую ставку нет смысла, когда на прямой льготный кредит требуется не сильно больше финансовых ресурсов.
Например, для льготной ставки в 5% необходимо субсидировать порядка 17% от нынешней банковской ставки. С каждой 1000 рублей это будет выходить 510 рублей в год, которые напрямую в бюджетную систему не вернутся. А вот прямое кредитование предприятия по ставке в 5% вернут через те же три года в бюджет 1150 рублей, которые можно реинвестировать дальше. И это для государства выгоднее во всех смыслах.
Поэтому институты развития нуждаются в еще большей докапитализации и расширении своей деятельности.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!