Совместный план? Борьба Правительства и ЦБ с ростом кредитования
Совместный план? Борьба Правительства и ЦБ с ростом кредитования1,6K прочтений2 дня назад
Сегодня в "Ведомостях" появилась информация о совместном плане ЦБ и Правительства по ограничению темпов кредитования, что, как сообщается, должно способствовать борьбе с инфляцией. Впрочем, детали опубликованного плана выглядят странно. Особенно учитывая недавнее совещание по экономическим вопросам, которое провел Владимир Путин в понедельник:
Бороться с инфляцией нужно иначе. Путин раскритиковал политику ЦБКонстантин Двинский26 августа
Напомню, Президентом было озвучено, что самый эффективный способ в борьбе с инфляцией – это расширение предложения товаров и услуг, а текущие темпы экономического роста (плюс 4,6% за первое полугодие) необходимо поддержать.
Согласно же газете "Ведомости", для ограничения кредитования предполагается работать по трем направлением: займам для государственных компаний, субсидируемым кредитам и по рознице. Причем что касается второго направления, то здесь якобы существует план по пересмотру условий или и вовсе отказу от субсидирования предприятия АПК, малого и среднего бизнеса, а также экспортеров.
Впрочем, при более детальном анализе ситуация проясняется. И опубликованную информацию на деле вряд ли можно назвать на 100% совместным планом Правительства и ЦБ, так как в нем есть серьезные противоречия. Итак, разберем по порядку.
Начнем с розничного кредитования. Здесь особо ничего нового нет, еще на прошлой неделе стало известно, что Правительство предложило ряд мер по ограничению потребительских займов. Об этом я писал здесь:
Ключевая ставка не помогает. Финансовый блок признал провал ЦБКонстантин Двинский21 августа
Если кратко, то меры абсолютно верные и даже на минималках (с 1 июля) они уже показали результат.
Далее. Ограничение кредитования государственных компаний. В качестве меры по борьбе с инфляцией подобное выглядит сомнительно, поскольку объем таких займов небольшой. С начала года портфель кредитов государственным компаниям прирос на 300 млрд рублей, в то время как весь "корпоративный" портфель – на 5,1 трлн. То есть государственные предприятия обеспечили всего 5,8% от общего роста. Согласитесь, немного.
В это же время, если анализировать финансовые результаты госкомпаний, то можно заметить значительный рост чистой прибыли и свободного денежного потока. Причем даже закредитованные компании имеют неплохой для текущей ситуации финансовый результат. Поэтому предположу, что Правительство просто видит отсутствие необходимости для госпредприятий в наращивании долга по текущим ставкам, что может привести к проблемам в будущем. Финансировать же свою деятельность они могут из свободного денежного потока, объем которого достаточен. Если такой план существует, то имеет он отнюдь не антиинфляционное целеполагание и уж точно не является совместным с ЦБ.
И, наконец, третье направление, самое важное. Ограничение и прекращение программ по субсидированию процентной ставки для ряда отраслей экономики. Из опубликованной информации мы видим, что это может коснуться аграриев, малый и средний бизнес, а также экспортеров.
Начнем с последних. Учитывая рост ключевой ставки, бюджетных ресурсов у Правительства на поддержку экономики остается все меньше. Следовательно, необходимо определяться с приоритетами. Экспортное направление таким приоритетом быть не может. Поскольку, как отметил Президент, необходимо увеличивать предложение товаров и услуг на внутреннем рынке.
Поэтому перераспределение финансовых ресурсов от экспортеров к тем, кто работает на внутренний рынок, выглядит весьма логичным. К тому же, девальвация рубля и так позволяет экспортоориентированным компаниям зарабатывать хорошую прибыль.
А вот с аграриями и МСП все сложнее. Но здесь имеется следующий момент. Снижение уровня субсидирования здесь приведет, наоборот, к росту цен. Предприятия АПК и так теперь получают льготные оборотные кредиты по ставке в 10% вместо 5% ранее. Естественно, рост себестоимости закладывается в конечную цену. То же самое и с предприятиями МСП. Особенно работающими в сфере услуг. Снижать рентабельность вряд ли кто-то захочет.
Поэтому здесь может быть своеобразный размен. Правительство, действительно, снижает объем выделяемых субсидий, а взамен Центробанк до конца года снижает ключевую ставку на пару процентов (в худшем случае – просто не повышает). Данный шаг компенсирует объем сокращения субсидий. Впрочем, здесь необходимо дождаться более подробной информации.
В завершение отмечу, что опубликованный "совместный план" вряд ли таковым является. В первую очередь потому, что содержит ряд противоречивых моментов, которые могут быть логичными сами по себе в отдельности, но единого целеполагания не имеют.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!