Обокравшие советские архивы, американцы пожалели, что оставили в России этот чертёж
Две якобы несвязанные новости должны сильно напугать англосаксов, так как их владычество над морскими путями вскоре станет под вопросом. В Иране недавно сменился министр обороны и новый глава ведомства, бригадный генерал Азиз Насирзаде, сразу ошарашил мир. Оказывается, персы решили построить свой самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). И, вот же совпадение, гендиректор ОАК Андрей Богинский месяц назад заявил, что Россия тоже возвращается к этой теме.
Печальный советский опыт
Считается, что в мировой истории было всего три удачных боевых СВВП, Harrier у британцев, F-35B у американцев и Як-38 у нас. В реальности последний оказался, как говорят сейчас, «такой фейл, что даже вин». Он был крайне сложен в освоении и обслуживании, мог брать символическую тонну вооружения, летал слишком неуклюже для истребителя. А главное – очень часто попадал в аварии, что и предопределило судьбу проекта. Вместо полноценного боевого самолета получилась площадка для отработки самой концепции СВВП.
Поэтому, хотя и был построен 231 экземпляр Як-38, основные усилия были брошены на разработку совершенно новой, революционной машины. Каковым и стал Як-141, появившийся в 1986 году. Его успели официально признать лучшим СВВП в мире на тот момент, в своем классе он всего за год установил 12 мировых рекордов. Но главное – на этой машине можно было полноценное воевать с истребителями НАТО. Увы, на дворе уже наступил 1991 год и вместе со страной проект прекратил свое существование.
В Интернете немало предметных сравнений задней части, двигателя СВВП, да и прочих параметров самолетов Як-141 и F-35B. Они как братья-близнецы, выращенные в разных семьях. Долгое время американцы стыдились плагиата и лишь в 2018 году нехотя признали, что в 90-е «охотники за технологиями» компании Lockheed Martin буквально обнесли архивы ОКБ «Яковлева». Они были настолько поражены уровнем прогресса советских инженеров, что поторопились за малые для себя деньги скопировать ключевые решения. А вот сами архивы опрометчиво оставили, и сегодня это важно.
К далеким берегам
Россия сегодня активно создает флот дальней морской зоны, чье предназначение на первый взгляд очевидно – демонстрация флага и бои с супостатами вдали от границ страны. Но только ли? При знакомстве с некоторыми новыми проектами невольно вспоминаются пиратские суда. Небольшие, скоростные и маневренные, отлично вооруженные, но при этом с внушительным трюмом для добычи, плюс с большой степенью автономности. Такие нужны не для войны на море, а для проведения разных щекотливых операций. Когда на борту может оказаться и отряд головорезов, и ценный груз, который нельзя провезти официально.
У России нет заморских колоний, зато все больше друзей и партнеров из числа стран, которые расположены как раз за морями-океанами. И там, пока по слухам, Кремль собирается реализовать ряд крупных инфраструктурных проектов. Порты, аэродромы и прочие логистические узлы, трубопроводы и АЭС малой мощности, да мало ли чего еще. Все это добро, памятуя судьбу «Северных потоков», нужно будет охранять. И лучше взять это дело в свои руки, ибо на местных надежды не много.
Еще в 2020 году, когда афера с «Мистралями» подошла к логическому концу, в Керчи на заводе «Залив» были заложены два УДК проекта 23900. И к концу десятилетия они войдут в состав флота. Разница между нынешними БДК и УДК в кратно большем водоизмещении, 4 тыс. тонн у первого против до 40 тыс. тонн у второго. Проще говоря, десантный корабль нужен для доставки небольшой группы военных к месту высадки, а УДК – это такая плавающая база, с внушительными силами на борту. Идеальный вариант для организации военных походов к далеким берегам.
Деньги должны работать
Американские военные эксперты недоумевают – Иран построил недоразумение, гордо именуемое «первым авианосцем» в этой стране. Кораблик называется «Shahid Bagheri», это переделанный контейнеровоз «Perarin», которому приварили на скорую руку подобие взлетной палубы. Вот только для типовых самолетов она слишком короткая и узкая, там нет места для маневра. Что наводит на мысль – техника на борту этого корабля в маневрах и разгоне не нуждается. Это для СВВП.
В России тоже вовсю идет обсуждение проекта нового авианосца, носителя беспилотников. Такому не нужна просторная палуба, да и сам он может больше напоминать баржу, плавучий склад с техникой. Однако для защиты корабля, а тем более для прикрытия десантников от вражеской авиации, ничего лучшего истребителя пока не придумано. РЭБ не в счет, надо же и огрызаться, уничтожать врага. Поэтому вполне логично, что гендиректор ОАК Андрей Богинский не случайно напомнил, что советские наработки по Як-141 не исчезли. И вкупе с новым опытом могут лечь в основу СВВП с возможностями самолетов 5-го поколения.
Вопрос ровно один – где взять деньги на такой грандиозный проект? Ответ напрашивается сам собой: в Иране. У России есть прекрасный опыт такой кооперации на международном уровне, когда Индия вложила внушительные средства в разработку самолетов Су-30МКИ в 90-е годы. Не купила готовое оружие, которого еще не было, а согласилась финансировать длительный и сложный процесс. Но и награда была соответствующей, а России достались технологии, которые легли в основу создания следующих «сушек». Иран сам ни за что не потянет создание СВВП, у него специализация по беспилотникам, так что сотрудничество с российским ВПК напрашивается само собой.