Новый путь для Молдавии начинается с избирательных урн

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Новый путь для Молдавии начинается с избирательных урн1 прочтениеВчераВ каком направлении пойдет страна на фоне войны, кризисов и референдума?Новый путь для Молдавии начинается с избирательных урнПрезидент Молдавии Майя Санду принимает участие в митинге, посвященном желанию присоединиться к Европейскому Союзу, в Кишиневе,.Президент Молдавии Майя Санду принимает участие в митинге, посвященном желанию присоединиться к Европейскому Союзу, в Кишиневе,.

В Молдавии определены все основные кандидаты в президенты на осенние выборы. Голосование назначено на 20 октября. В этот же день в стране пройдет референдум по евроинтеграции — если он пройдет и большинство избирателей поддержит европейский выбор, этот вектор внешней политики будет закреплен в молдавской конституции.

Предстоящие выборы пройдут на фоне войны России с Украиной. В этом противостоянии молдавские власти полностью поддерживают Киев. Неоднократно и на самых высоких уровнях — от президента до министра иностранных дел — они осуждали российское вторжение в соседнее государство.

Война стала катализатором ускорения европейской интеграции Молдавии и Украины: в 2022 году обе страны одновременно получили статус кандидата на вступление в ЕС, а в 2024 году также синхронно начали переговоры с Евросоюзом о присоединении к сообществу. Воля Евросоюза, безусловно, сыграла здесь ключевую роль. С одной стороны, Брюссель пересмотрел свой подход к расширению и скорость прохождения претендентами на членство этапов сближения с ЕС. С другой стороны, он послал Киеву и Кишиневу мощный сигнал политической поддержки.

Молдавские власти довольно умело конвертировали эту поддержку в свою пользу. Президент Майя Санду, которая рассчитывает быть переизбранной на второй четырехлетний срок в октябре, сделала своим знаменем европейскую интеграцию. Упомянутый выше референдум был разработан командой Санду как стратегия, гарантирующая ее переизбрание. Плебисцит мало повлияет на скорость сближения с ЕС, но он мобилизует проевропейских избирателей пойти на избирательные участки и проголосовать за главного проевропейского кандидата Майю Санду.

Кризис за кризисом

Ставку на европейскую интеграцию обосновать довольно просто. Быстрое продвижение Молдавии по этому пути — от заявленного желания вступить в ЕС до начала переговоров — несомненный успех правящей команды на фоне немалого количества проблем и невыполненных обещаний. Когда Санду пошла на выборы в 2020 году, чтобы победить бывшего президента — пророссийского Игоря Додона, она позиционировала себя как однозначно проевропейского политика. Победив тогда Додона, Санду во многом обеспечила победу своей партии «Действие и солидарность» на парламентских выборах 2021 года.

С 2021 года, впервые со времен правления Партии коммунистов (руководившей страной с 2001 по 2009 год), вся власть в Молдавии оказалась в руках одной команды — команды Санду. С одной стороны, это был несомненный триумф. С другой стороны, ни одно молдавское правительство за всю историю независимости республики пока не сталкивалось со столь масштабными кризисами, как нынешнее руководство. Команда Санду пришла к власти на фоне пандемии коронавируса, которая сильно ударила по и без того слабой экономике. Затем грянул энергетический кризис: цены на газ взлетели до небывалых высот в конце 2021 и в 2022 году. Шок приняли на себя потребители, недовольство которых передалось правительству. Затем грянула война.

Европейская финансовая поддержка помогла компенсировать рост цен на газ: компенсации выплачивались напрямую населению.

Молдавия столкнулась с разрывом традиционных логистических цепочек: российские и белорусские рынки, потреблявшие большие объемы молдавской сельскохозяйственной продукции, стали практически недоступны из-за высокой стоимости транспортировки. Это усугубилось кризисом беженцев: сотни тысяч украинцев, спасавшихся от войны, прошли через страну. Около 100 000 человек остались (из них около 80 000 живут здесь сейчас).

В совокупности все факторы дали ожидаемый эффект — привели к экономическим трудностям и социальным проблемам. Однако власти справились с ними относительно неплохо, а европейская финансовая поддержка помогла компенсировать рост цен на газ: компенсации выплачивались напрямую населению.

Однако руководство республики не справилось с обещанными реформами, в первую очередь с реформой системы правосудия. Скандалы вокруг увольнения бывшего генерального прокурора страны, впоследствии выигравшего дело против Молдавии в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), а также непрозрачные тендеры на важные должности в правоохранительной системе нанесли удар по имиджу власти, обещавшей построить сильные, честные, прозрачные и подотчетные институты.

Изменение повествования

На антикоррупционном фронте — победа над коррупцией также была одним из главных обещаний Санду и пропрезидентской партии «Действие и солидарность» — мало что изменилось. Такие громкие дела, как «кража века» (вывод 1 млрд долларов из молдавских банков в 2014 году), не были расследованы, а их обвиняемые не понесли наказания.

«В Антикоррупционной прокуратуре наблюдается качественный спад. По количеству дел, процессов, дел, направленных в суд. Динамика минимальная в Национальном центре по борьбе с коррупцией и прокуратуре. Непонятно, почему так происходит, когда денег на них тратится все больше, а отдача все меньше», — заявила эксперт Transparency International Moldova Мариана Калугина. По её словам, процесс внешней оценки судей и прокуроров — пре-вертинг и вертинг — по сути провалился.

Санду также называет результаты реформы и борьбы с коррупцией «скромными». Иными словами, власти признают проблемы. Но признания недостаточно для победы на выборах. Это объясняет, почему акцент сместился на европейскую интеграцию — безусловно, удачное направление с точки зрения оценки: до Санду у страны не было статуса кандидата и переговоров, а теперь есть.

Политический имидж Стояногло пока еще четко не определен, что делает его «темной лошадкой» в этой предвыборной гонке.

Опросы показывают, что более 66% населения Молдавии поддерживают вступление в ЕС, а Санду, чье имя прочно ассоциируется с европейской интеграцией, остается самым популярным политиком в стране — за нее готовы проголосовать на президентских выборах 39,3% определившихся. Этот показатель более чем в два раза превышает показатель ее ближайшего конкурента — лидера Партии социалистов, экс-президента Игоря Додона. Его готовы поддержать лишь 16,9% избирателей.

Додон, который настаивает на том, что Молдавия должна развивать отношения с Россией, и ранее заявлял, что республика должна вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а не в ЕС, решил не баллотироваться на этих выборах. Он поддержал выдвижение в президенты бывшего прокурора Александра Стояногло — того самого человека, который был сомнительно отстранен от должности в 2021 году, выиграл дело против Молдавии в ЕСПЧ в 2023 году и продолжает судиться с молдавскими властями. Для многих этот шаг главного социалиста стал неожиданностью.

Хотя шансы Стояногло на победу не выглядят серьезными, его выдвижение создало определенную интригу. Фактически Стояногло пытается позиционировать себя в центре политического поля. С одной стороны, его поддержал социалист Додон, что может принести ему голоса слева, которые Санду никогда не получит. С другой стороны, он осудил войну на Украине, чего тот же Додон не сделал, и заявил, что является сторонником евроинтеграции Молдавии. Это рассчитано на другой – прозападный – электорат. Однако политический имидж Стояногло пока четко не определен, что делает его «темной лошадкой» в этой предвыборной гонке.

В целом нынешняя избирательная кампания может побить рекорд по числу участников гонки. Если, конечно, все заявившие об участии в выборах успеют собрать подписи в свою поддержку (необходимо не менее 15 000) и будут зарегистрированы Центральной избирательной комиссией. По состоянию на 13 августа о своих планах баллотироваться на пост главы государства заявили более 16 политиков.

Многие из тех, кто объявил о намерении баллотироваться на пост президента, сделали это не ради победы, а для того, чтобы получить трибуну, с которой можно критиковать власть по всей стране.

У России на этих выборах тоже есть свои кандидаты. Москва действует в Молдавии через беглого молдавского бизнесмена Илана Шора. Израильский, молдавский, а с недавних пор и российский гражданин разыскивается Молдавией за причастность к вышеупомянутой «краже века». Именно через подконтрольные ему банки десять лет назад выводились деньги. В 2023 году Шор, сбежавший из Молдавии в Израиль, был заочно приговорен к 15 годам лишения свободы. В конце прошлого года он переехал из Израиля в Москву, где весной объявил о создании блока «Победа» . Блок и сам Шор выступают за разворот из ЕС в ЕАЭС и жестко критикуют Санду и молдавское правительство в целом. С ним встречаются видные российские политики, такие как вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

Кандидатом в президенты от блока «Победа» станет депутат Молдавии Василе Боля. Однако его шансы на победу близки к нулю. Тем не менее, это тот случай, когда главное — участие. Многие из тех, кто заявил о намерении баллотироваться на пост президента, сделали это не ради победы, а для того, чтобы получить трибуну, с которой можно критиковать власть по всей стране. Если учесть, что Майю Санду с разной степенью громкости критикуют 15 кандидатов, то предвыборная кампания может обернуться шквалом огня из всех политических орудий по действующему президенту. И здесь неочевидно, каков будет окончательный результат для безусловного фаворита.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».