Почему Европа не запускает Северный Поток-2 несмотря на нехватку газа и рекордные цены?
На дворе еще только осень, а цены на газ в Европе уже бьют все рекорды. На данный момент биржевая цена находится в районе 900 долларов за тысячу кубов. А впереди зима. Возможно, очень холодная. Почему же Евросоюз продолжает упорствовать в запуске СП-2 себе в ущерб?
Ведь запуск Северного Потока-2 решил бы эту проблему. Технически газопровод достроен. Недорогой российский газ может быть подан по нему в любой момент, решив проблему дефицита газа в Европе к зиме и снизив на него цену. Неужели это сам Газпром не спешит с запуском?
На многих каналах можно встретить именно такую точку зрения. Что коварный Миллер делает сверхприбыли от высоких цен на газ и сам намеренно не спешит запускать СП-2, чтобы не обрушить высокие цены.
Тут на днях даже вышла новость, что Газпром отказался бронировать дополнительные мощности для транзита газа через Украину. От чего цены на газ в Европе после недавней коррекции до 800-850 долларов снова выросли до 900. Казалось бы, вот он и ответ. Но не все так просто.
Дело в том, что Газпром продает газ в Европу в основном по долгосрочным контрактам. И средняя цена реализации нашего газа составляет всего 224 доллара, а не биржевые 900. Поэтому наша выгода кроется вовсе не в биржевой цене, а в объемах продаваемого газа.
С запуском СП-2, Газпром смог бы увеличить именно объемы продаваемого в Европу газа, что действительно принесло бы выгоду. А рост биржевых цен практически ничего нам не дает. Поэтому Газпром как раз заинтересован в запуске СП-2. Выходит, что упорствует сама Европа.
Тут только на первый взгляд может показаться, что Европе выгоден запуск СП-2 как можно быстрее. Чтобы восполнить дефицит газа в хранилищах и снизить его биржевую цену. Но на самом деле Евросоюз тоже никуда не спешит, т.к. в основном он покупает газ по долгосрочным контрактам.
Хоть недостающие объемы и приходится покупать по очень дорогим биржевым ценам, но эти расходы ничто по сравнению с расходами на Украину. Если она лишится транзита газа после 2024 года, то именно Евросоюзу придется компенсировать Украине потерю этих доходов.
Байден не просто так встречался в этом году с Меркель и повесил дальнейшее содержание Украины на Европу. Самому гегемону сейчас не до этого. У США серьезные финансовые проблемы и все, что смог выпросить Зеленский на встрече с Байденом — это 60 млн. долларов.
А от транзита российского газа Украина намерена получить до 2024 года 15 миллиардов долларов. Только представьте себе, на сколько увеличатся расходы Запада на содержание Украины, если та лишится транзита газа?
Европе лучше сейчас затянуть с запуском СП-2, несмотря на высокие цены на газ, чтобы попытаться надавить на Россию и добиться от нас продления транзита газа через Украину и после 2024 года, а СП-2 загрузить только на 50%. Чем потом содержать Украину, оставшуюся без транзита вообще. Поэтому Европа и тянет с запуском СП-2 себе в ущерб.
Газпром тоже проявляет упорство в ответ. Отказываясь качать больше газа через Украину, что вызывает дефицит газа в Европе, поднимает на него цены и вызывает ответное давление на Евросоюз. Победит в итоге тот, кому дольше получится продержаться, терпя при этом убытки.
Хоть у Газпрома вышла хорошая отчетность, в которой виден рост доходов и прибыли, но в ней не учитываются упущенные возможности. Если бы СП-2 уже был запущен, мы смогли бы заработать больше, увеличив объемы прокачки газа. Упущенная возможность — это тоже убыток.
Особенно если учесть, что время уходит безвозвратно. Европа постепенно откажется от российского газа, т.к. развивает зеленую энергетику. И нужно успеть окупить затраты на строительство СП-2 и еще получить сверху прибыль. Так что каждый день простоя СП-2 — это убытки.
Технически Северный Поток-2 не подходит для прокачки по нему водорода, на который планирует переходить Европа. Значит после энергоперехода, который Европа планирует завершить примерно к 2045 году, газопровод окажется не нужен. Так что нам тянуть с СП-2 нет смысла.
Чем быстрее запустим — тем больше успеем заработать, пока вообще есть такая возможность. Иначе получится как с углем. Пока мы его продавали, многие кричали, что Путин распродает народные богатства. Как только мир начал отказ от угля в пользу более чистых источников энергии, стало ясно, что распродавать народные богатства надо было еще усерднее.
Так что с какой стороны ни посмотри, но России запуск СП-2 сейчас очень нужен и выгоден. Это и прибыль Газпрома от дополнительных объемов прокачки газа через СП-2, и уходящее время до отказа Европы от газа, и возможность покончить с Украиной, если лишить ее транзитных доходов.
А вот Европе очень не хочется потом содержать Украину, оставшуюся без транзитных доходов, за свой счет. Потому что это слишком больше деньги. Но стратегия Газпрома, судя по всему, вынудит Евросоюз запустить СП-2.
Потому что из-за высоких цен на газ уже начали закрываться заводы на Украине. И если Украина не потеряет транзит газа, то потеряет заводы, а вместе с ними доходы в бюджет. Так или иначе, Украина что-то потеряет.
И расходы на ее содержание придется в любом случае увеличить. После новости о приостановке работы Одесского завода по производству удобрений, в Европе это должны осознать. Как и то, что у них самих тоже есть заводы, рискующие остановиться по точно таким же причинам.
Если Европа продолжит упорствовать, то сама столкнется с приостановкой своих производств из-за слишком дорогого газа. И ей станет не на что выделять кредиты и дотации Украине. Так что ждем запуска СП-2 в ущерб интересам Украины, которая тут третья лишняя.