Афганские женщины протестуют против дресс-кода

Афганские женщины протестуют против дресс-кода талибов

Афганские женщины по всему миру участвуют в кампании в социальных сетях в знак протеста против нового дресс-кода, введенного талибами.

Они делятся своими фотографиями в красочных традиционных афганских платьях, используя хэштеги #DoNotTouchMyClothes и #AfghanistanCulture.

Калейдоскоп традиционной многоцветной одежды, которую выкладывают женщины в сети, резко контрастируют с черными одеяниями, в которые с ног до головы были одеты женщины, митингующие в Кабуле в поддержку политики «Талибана» в субботу, 11 сентября. В то время как талибы заявили лишь о том, что женщины должны носить хиджаб, не уточняя подробностей, черные одеяния вызвали опасения, что они вновь введут обязательное ношение одежды с головы до ног.

Команда обозревателей FRANCE 24 побеседовала с доктором Бахар Джалали, бывшим профессором истории Американского университета в Афганистане, которая начала кампанию #DoNotTouchMyClothes, а также с другими афганскими женщинами, присоединившимися к протесту против талибских попыток регламентировать их одежды.

Захват власти талибами – атака на нашу идентичность

Доктор Бахар Джалали говорит: «Я разместила свою фотографию в традиционной афганской одежде и призвала афганок по всему миру сделать то же самое, потому что я знаю, что изображения обладают большой силой. Это очень быстро привлекло внимание. Многие люди приняли участие в акции, что, как мне кажется, говорит о том, что реакция на происходящее в Афганистане не терпит отлагательств.

Захват власти талибами – это атака на нашу национальную идентичность. Я обеспокоена тем, что произойдет с афганской культурой, и поэтому, когда я увидела этих женщин [на проталибском митинге] в одежде, которую я никогда раньше не видела в Афганистане, я не хотела, чтобы мир думал, что мы такие, что это наша культура или что это каким-либо образом представляет Афганистан. Я чувствовала, что жизненно важно использовать силу изображения, чтобы попытаться затмить этот неправильный образ чем-то, что представляет настоящий Афганистан.

За последние четыре десятилетия многие образованные люди покинули Афганистан, поэтому все, кто находится за пределами страны, должны взять на себя ответственность за информирование, просвещение и борьбу с дезинформацией о том, что представляет собой афганская культура. Мы продолжим нашу кампанию по спасению афганской культуры: это будет гораздо больше, чем просто платья, и мы будем действовать в гораздо более широком масштабе».

Этнические группы Афганистана имеют свои традиционные наряды

У каждой этнической группы и региона страны есть своя традиционная одежда. Несмотря на это разнообразие, их объединяет общая тема: обилие цвета. Мы поговорили с Хомирой Резаи, активисткой из числа представителей давно преследуемого в стране меньшинства – хазара. Резаи бежала из Афганистана вместе со своей семьей, когда ей было 13 лет, и сейчас живет в Лондоне. Вот что она рассказала: «Афганистан – очень разнообразная страна с более чем 14 этническими группами. У всех нас есть своя уникальная одежда и традиционные наряды, и ни один из них не является тем, что талибы хотят навязать женщинам.

Одежда, которую носят хазарейские женщины, очень красочная. Наши цвета – синий, зеленый, желтый, белый. Эти вещи сшиты вручную и передаются из поколения в поколение. Обычно мы надеваем эту одежду по особым случаям, так как на ее изготовление уходит очень много времени. Я приняла участие в кампании, чтобы сказать, что это наша традиционная одежда и именно ее мы хотим представлять, а не черные одежды.

Я надеюсь, что женщины в Афганистане сопротивляются чужеродной одежде, введенной талибами. Я не видела никого из своих родственников в этих черных одеждах, так что они все еще сопротивляются в Афганистане. Но я не знаю, как долго это продлится, потому что мы точно знаем, что талибы будут применять насилие для реализации своих законов и правил».

Мы пытаемся максимально обеспечить потребности местных женщин

Большинство женщин, принявших участие в онлайн-кампании, находятся за пределами Афганистана. Лайма Муртаза, афгано-американский специалист по гуманитарной помощи, сказала группе наблюдателей, что, хотя местные жители могут не понимать цели кампании, они делают все возможное, чтобы бороться за права женщин и усилить их голос: «С помощью этой кампании мы говорим: «Не отнимайте нашу культуру, которая была у нас тысячи лет». Это очень важно. Людям на местах не всегда легко это сделать.

Я уверена, что есть критика со стороны местных жителей, которые спрашивают себя, какой смысл в этой акции, когда идет гуманитарная помощь. Но помимо того, что мы пытаемся собрать средства и привлечь помощь, мы боремся за право женщин на самовыражение.

Нет ничего плохого в том, что мы показываем всему миру, что мы хотим сохранить свою уникальную индивидуальность. Нам не нужно следовать деобандийской школе ислама, которой придерживается «Талибан», потому что это не мы. Мы здесь, за пределами страны, пытаемся представлять афганских женщин и бороться за их интересы настолько, насколько это возможно».

У женщин больше нет выбора – это главная проблема

Фришта Каргар – бывший чиновник министерства финансов*, бежавшая в Польшу 20 августа 2021 года. Она рассказала нам, что, хотя давление общества заставляло женщин одеваться консервативно в Афганистане и до прихода к власти талибов, у них все еще был выбор, особенно в крупных городах, таких как Кабул или Герат.

«Мы боролись за права женщин в Афганистане до прихода к власти талибов, – сказала она. – Мы хотели быть свободными, мы не хотели прикрываться. Мы все еще боролись. В Кабуле были очень современные женщины. Но в сельской местности все еще было много женщин, которые не могли говорить и не имели права выходить на улицу. В один миг мы потеряли все, мы проиграли борьбу.

Традиционная голубая паранджа, также известная как чадори, была тем, что люди носили в регионах и даже в Кабуле на протяжении сотен лет. Этот предмет одежды родом из Пакистана и Индии. Некоторые женщины чувствовали себя в нем защищенными, что помогало им чувствовать себя анонимными на улицах. Это был либо их выбор, либо то, что было нормой в их семьях. Но навязывание чадори – это главная проблема, поскольку у женщин больше нет выбора. Вот почему эта кампания, которая показывает наши цвета и борется за наш выбор, так важна.

Мы, афганские женщины, не знаем, кто эти женщины [на проталибском митинге], мы не знаем, откуда они пришли и почему они носят такую одежду. Фотографии в социальных сетях женщин в одежде, закрывающей лицо, руки и ноги, – это просто насмешка над женщинами».

***

В воскресенье, 12 сентября, представители «Талибана» заявили, что университеты будут разделены, а для студенток будут действовать правила одежды. Министр высшего образования Абдул Баки Хаккани** заявил, что в соответствии с шариатом они должны носить чадру.

«Талибан» — запрещенное в РФ движение исламистов