Полвека МиГ-31. Как ещё проявит себя «самый универсальный русский истребитель-перехватчик»? Новые перспективы заслуженного самолёта
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Полвека МиГ-31. Как ещё проявит себя "самый универсальный русский истребитель-перехватчик"? Новые перспективы заслуженного самолёта1,2K прочтенийВчераДумали ли главные конструкторы А.А. Чумаченко, Г.Е. Лозино-Лозинский, К.К. Васильченко и А.Б. Аносович что их детищу уготовано столь славное будущее. Думаю да, ибо у самолёта до сих пор находятся возможности для кардинальной модификации. Фото МО РФДумали ли главные конструкторы А.А. Чумаченко, Г.Е. Лозино-Лозинский, К.К. Васильченко и А.Б. Аносович что их детищу уготовано столь славное будущее. Думаю да, ибо у самолёта до сих пор находятся возможности для кардинальной модификации. Фото МО РФ
Даже через полвека после начала эксплуатации каждый вылет этого самолёта вызывает особые эмоции и пристальный интерес штабов НАТО и переполох сил ПВО в странах Восточной Европы. Как минимум две модификации МиГ-31 сохраняют место среди самых результативных и наиболее опасных для потенциального противника машин Воздушно-Космических сил России. Лично для меня МиГ-31 воплощает в себе такое многогранное понятие, как конструктивный резерв. Создавался он как достаточно узкоспециализированный перехватчик самолётов-разведчиков. Но после успеха его предшественника, МиГ-25 в качестве ударного разведчика, функций у "тридцать первого" существенно поприбавилось. Когда в середине восьмидесятых годов прошлого века у Соединенных Штатов на вооружении появились крылатые ракеты Томагавк, МиГи специально готовили для борьбы с ними.
Фото МО РФФото МО РФ
Так появился проект МиГ-31М, для работы по низколетящим объектам. На удалении в 100 км обновленный МиГ был способен захватить "Томагавк", а на удалении 60-70 км одновременно обстреливать четыре малозаметных крылатых ракеты JASSM-ER, класса "воздух-поверхность". В начале девяностых годов появилась первая модификация, сразу определенная в так называемый воздушный спецназ, части, официально приписанные к войскам ПВО-ПРО специально для борьбы с очень опасными крылатыми ракетами. Благодаря мощнейшей по тем временам бортовой РЛС "Заслон" с фазированной антенной решеткой и многоканальной прицельной системе, проявилась со временем и ещё одна способность "тридцать первого". Его часто использовали как летающий штаб. Потом ещё были модификации для борьбы со спутниками и новое коренное перерождение МиГ-31 в качестве ракетоносца с литерой "К"(И). Без старого доброго перехватчика, выступающего в роли разгонной ступени для гиперзвукового аэробаллистического комплекса, запустить программу "Кинжал" было бы достаточно проблематично.
Миг-31БМ с ракетами Р-37М на борту. На сегодня это самая результативная ракета класса "воздух-воздух" наших ВКС. Фото МО РФ.Миг-31БМ с ракетами Р-37М на борту. На сегодня это самая результативная ракета класса "воздух-воздух" наших ВКС. Фото МО РФ.
Но и это, как говорят, далеко не последняя ипостась "тридцать первого". Вот что об этом пишут наши "партнёры", которые за самолётом внимательно наблюдают и очень сильно радуются, когда с ним вдруг что-нибудь происходит:
"История МиГ-31 на этом отнюдь не заканчивается. Россия приняла решение о создании линейки модернизированных вариантов МиГ-31, которые позволят "Фоксхаунду" оставаться на вооружении в течение многих лет. Главным среди них является МиГ-31БМ2, который, как утверждают представители российской оборонно-промышленного комплекса, будет оснащен электронной дистанционной системой управления. Проект модернизации МиГ-31БМ начался в 2007 году и был переосмыслен в 2022 году. Он будет включать в себя "полную замену" бортового оборудования самолета. В отличие от своей традиционной роли перехватчика высоколетящих бомбардировщиков или ударных самолетов, МиГ-31БМ вместо этого спроектирован с учетом возможности запуска гиперзвуковой баллистической ракеты класса "воздух-поверхность" Х-47М2 "Кинжал", сообщают российские СМИ. МиГ-31 до сих пор оценивается в НАТО как значительный актив российских ВКС".
То самый первый борт "831", взлетевший полвека назад, в сентябре 1974 года. Фото РСК МиГТо самый первый борт "831", взлетевший полвека назад, в сентябре 1974 года. Фото РСК МиГ
Так что долгих лет юбиляру. Надеемся, что он ещё много лет продолжит оставаться большой головной болью для наших дорогих "партнёров". Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!