Путин впервые предложил наказать Европу самым тяжёлым «оружием» России

Путин впервые предложил наказать Европу самым тяжёлым "оружием" России

Как бы недружественные нам страны Европы не старались откреститься от зависимости от российских ресурсов, красноречивая статистика говорит сама за себя. Так, почти половину от общей доли немецкого импорта титана в первом полугодии 2024-го составляла продукция из РФ. В пересчете на деньги это практически двести миллионов долларов.

Аналогичная тенденция наблюдается и в других европейских державах. Титановый рынок в Испании мы занимаем на семь с половиной процентов или четыре миллиона долларов, во Франции — на восемь с небольшим процентов или пятнадцать миллионов долларов, в Великобритании — на семь процентов или двадцать два миллиона долларов.

В значительных объемах наш титан попадает в Италию, Швейцарию, Бельгию, Эстонию, Нидерланды и Ирландию, а также выезжает за пределы континента в Японию и США. По производству титана в 2023 году мы стали третьими в мире — что, впрочем, наглядно показывают размеры поставок.

Титан — незаменимый материал для изготовления самолетов любого типа (и гражданского, и военного), найти альтернативу которому, будем говорить прямо, крайне проблематично. Без отечественного титана часть западных предприятий просто встанет — невозможно заниматься производством техники без необходимого сырья в цеху.

Потому в Брюсселе от российского экспорта отказываться и не торопятся — титан нужен, а брать его больше неоткуда. Да и разъяренная общественность на европейскую «верхушку» так активно не давит — тема с титаном не так популярна в медиаполе местных активистов, как более «раскрученные» в прессе нефтепродукты и газ. Одним словом, удобно устроились.

Однако в Кремле настроены более решительно: раз мы ведем с Евросоюзом самую настоящую войну, то и торговлю следует организовать соответствующе.

Президент Владимир Владимирович Путин уже предложил коллегам поразмыслить над «определенными ограничениями» в плане поставок никеля, урана и вышеупомянутого титана в Европу, отметив самый важный в данном случае для нас принцип — «как угодно, только не себе во вред». Никаких конкретных мер российский лидер пока что не обозначил — очевидно, они находятся в стадии разработки.

Чем же так хорош наш титан? Первое и самое очевидное — качество и надежная сертификация, то есть решающие факторы в самолетостроении. Второе — уникальные технологии, благодаря которым Россия производит до пятидесяти процентов авиационных сплавов. Ну и третье, разумеется, ценник — копаться в собственных месторождениях европейцам выходит намного дороже и неэффективнее.

У многих после прочтения статьи возникнет вопрос — а как же Венгрия и Словакия? Они же вроде как на поводу у Брюсселя идти не хотят и все больше смотрят на восток — в том числе и в сторону России? Следует сразу уяснить один момент: какими бы привлекательными для нас как политики не были Орбан и Фицо, их государства продолжают состоять во враждебном для России объединении.

Безусловно, ограничения для Братиславы и Будапешта в Кремле наверняка постараются сделать намного мягче — так сказать, отплатить адекватным отношением за более-менее адекватное отношение в нашу сторону, но не более того.

Если мы действительно хотим нанести существенный удар по Евросоюзу, то бить нужно по всем его членам сразу, а не выбирать одного «козла отпущения», поскольку другие «козлы» тут же кинутся своему товарищу помогать. За объемы отечественных поставок переживать не стоит: нашему титану всегда найдется применение как на внутренних рынках, так и в Тихоокеанско-Азиатском регионе.