Первое здравое предложение ЦБ. Ход за Правительством
Банк России выступил с на удивление здравым предложением к Правительству. Если ранее регулятор всеми силами старался принудить кабмин к сокращению объема выделяемых на развитие экономики финансовых ресурсов, то теперь выдвинул вариант их иного распределения.
Основным инструментом стимулирования экономического развития является бюджетное субсидирование банковских кредитов. Другими словами, профильное ведомство определяет уровень льготной ставки, необходимой для развития той или иной отрасли, и разница между банковской и льготной ставкой покрывается за счет бюджетных ресурсов. Однако сейчас дело с этим обстоит не так хорошо, как еще полтора года назад.
Тогда, при «ключе» в 7,5%, банковская ставка для корпоративного сектора была равна плюс-минус 10%. Соответственно, при льготной в условные 3%, из бюджета требовалось покрыть всего лишь разницу в 7%. Сейчас же, когда «ключ» равен 19%, а банковская ставка в лучшем случае 21%, то за счет казенных денег приходится субсидировать около 18%. То есть в шесть раз больше. И, повторю, в лучшем случае.
Разумеется, в такой ситуации бюджетных средств на продолжение действия всех программ экономического развития хватить не может. Поэтому Правительство не от хорошей жизни вынуждено сокращать количество программ, повышать уровень льготной ставки, ограничивать число получателей и т.д. Регулярно приходят сообщения, что бюджетные лимиты по субсидиям исчерпаны, в связи с чем действие тех или иных программ приостановлено.
Впрочем, с таким подходом ЦБ добился лишь сокращения количества действенных инструментов экономического развития, которые доказали свою эффективность. Что касается объемов выделяемых из бюджета финансовых ресурсов, то он никоим образом не изменился. Просто его стало хватать на меньшее количество программ. Однако с монетарной точки зрения, которой придерживается ЦБ, разницы здесь нет никакой.
Видя, что Правительство не собирается сокращать объемы средств, выделяемых на экономическое развитие, ведомство Набиуллиной предложило иную схему распределения финансовых ресурсов. Если сейчас, как написано выше, основной инструмент – это субсидирование банковских кредитов, то ЦБ полагает, что данные субсидии можно перенести на другие инструменты привлечения капитала. Например, на выпускаемые компаниями акции и облигации.
Что касается акций, то это я даже комментировать не буду. На текущем фондовом рынке интересы компаний и интересы инвесторов расходятся полностью. А вот что касается облигаций, то субсидирование купонных выплат, действительно, может стать хорошей практикой.
Фактически в этом случае необходимые на инвестиции средства поступают предприятию напрямую, минуя банковский сектор. А ведь именно кредитные организации являются одними из главных бенефициаров текущей ситуации. Ведь часть процентов по льготным кредитам все равно для них закроет государство. А значит, существенным образом снижается коэффициент риска, что позволяет наращивать финансовые результаты и отправлять меньше средств в резервы.
Льготное финансирование через инструмент облигаций позволит перенаправить денежные потоки, минуя банковский сектор. Ведь именно там (а не в реальном секторе) происходит ускоренная прокрутка средств, что создает дополнительное инфляционное давление. Помимо этого, целевое субсидирование позволит повысить эффективность вкладываемых в экономику инвестиций.
Впрочем, здесь возникает два вопроса. Первый – кто будет оператором данных программ? Ведь бюджет – это только деньги на счетах, а не государственный институт. Теоретически таковым может стать ВЭБ.РФ или же профильные институты развития вроде ФРП, корпорации МСП, РСХБ и т.д.
Второй вопрос является более сложным. Достаточен ли у нас объем спроса на рынке облигаций, чтобы удовлетворить дополнительное предложение на триллионы рублей? Ведь если такие облигации с субсидируемым купоном будут покупать банковские организации, то принципиально здесь ничего не поменяется. Значит, покупателями должны выступать институциональные (но не банковские) и розничные инвесторы. Но для того, чтобы деньги с банковских депозитов пошли на рынок облигаций, необходим целый комплекс мер. Начиная от обнуления НДФЛ (как с ОФЗ), заканчивая увеличением страхового покрытия для держателей бондов. Ведь в отличие от депозитов риски по облигациям более существенны.
Поэтому предложение ЦБ выглядит концептуально здраво, но требует проработки многих деталей. Но, к сожалению, такая проработка зачастую затягивается во времени из-за отсутствия консенсуса между профильными ведомствами.