«Русские нас захватили? Что за бред?» Армяне прокляли школьные учебники
… В прошлом месяце Министерство образования, науки, культуры и спорта Армении объявило, что в школьных учебниках для восьмого класса, дабы «восстановить историческую справедливость», исправлена шестая глава. Там Туркманчайский мирный договор, завершивший в 1828 году русско-персидскую войну, назван «аннексией Россией Восточной Армении», и представлен как оккупация российскими войсками армянских земель. Правда, на тот момент такого государства, как Армения не существовало в принципе уже почти 800 лет — Российская империя вела войну с Ираном и, соответственно, по договору получила конкретно персидские провинции, населённые армянами. Как относятся обычные люди к переписыванию истории, и к чему в итоге приведут подобные «исправления», обозреватель «АиФ» попытался узнать у самих армян.
«Девочек слали в гаремы»
… — Главное армянское царство распалось в 1045 году, — объясняет преподаватель Мигран Будагян. — И его земли со временем попали под власть Персии. Персидский шах Аббас I насильственно переселил 250 000 армян вглубь территории Ирана, чтобы в провинциях Эривань и Нахичевань жило больше мусульман: и мы стали меньшинством в городах, где родились наши предки. Армянских девочек во время этих переселений массово отправляли в гаремы персидских богачей, а сотни мальчиков кастрировали, сделав евнухами. На армян давили, чтобы они приняли ислам, но эта попытка не удалась — люди не желали переходить в мусульманство, хотя им приходилось платить тяжёлый налог для иноверцев — джизью. Занимать административные должности христианам было нельзя. Даже много позже в XX веке в Иране, при монархической власти нам запрещалось говорить на родном языке, армянский в этнических школах преподавали полулегально, ибо единым языком империи должен был быть только персидский. Какая аннексия, какая оккупация, что за бред? Мы не являлись на тот момент государством, а армяне были счастливы перейти в русское подданство. Это было освобождение, приход братьев.
«Все бежали в Россию»
… Кстати, до начала «мудрых» исправлений прежний школьный учебник истории Армении для 8-го класса указывал, что «переход к России Эривани и Нахичевани имел колоссальное значение для восстановления в будущем армянской государственности». Но видимо, сегодня так считать уже не модно: поэтому, вполне возможно, подросткам станут рассказывать, как армяне жили себе под персами прекрасно и вдруг попали под оккупацию. «Нет сомнений — это сделано специально, чтобы разозлить нынешнюю Россию и поклониться в сторону Запада, — утверждает бизнесмен Вазген Алексанян. — И чего мы таким добьёмся? Значит, нас оккупировали, так что же тогда армяне десятками тысяч побежали из Персии в эту «зону оккупации», созданную Россией Армянскую область? И крестьяне, и богатые купцы, и мелкие торговцы, и горожане. В отличие от Персии, армяне в России занимали крупные чиновничьи должности, их никто не угнетал, и никакую «джизью» они больше не платили». Кстати говоря, армянские купцы были очень выгодны Персии, шах понимал, что с их уходом торговля ослабнет: поэтому, персидские власти всячески препятствовали переселению армян в Россию, хотя это было согласовано в Туркманчайском договоре. Российское посольство в Тегеране укрывало бегущих из гаремов женщин-армянок — это вызвало бунт, толпа фанатиков взяла штурмом здание дипломатической миссии, убив посла — драматурга Александра Грибоедова.
«За нас не заступятся»
… Я опросил десять представителей армянской молодёжи — ни один молодой человек не знает про этот инцидент. Да и люди старшего поколения — тоже далеко не все. К слову сказать, редакция «АиФ» в Москве расположена в особняке, где великий драматург создал знаменитое «Горе от ума». И я подозреваю, что и в России немногие школьники точно назовут, при каких обстоятельствах и из-за кого погиб Грибоедов. Но тут ситуация иная: ведь Александр Сергеевич отдал свою жизнь ради спасения армян. А сегодня события XIX века приказано преподавать армянским школьникам как «аннексию и оккупацию». «Если бы не русские, мы бы исчезли, как нация, — считает пенсионер Андроник Багдасарян. — Турки бы нас уничтожили, а персы додавили, чтобы мы приняли ислам. Но за спиной армян всегда стояла огромная Россия, и с ней приходилось считаться. Во время геноцида армянского народа в 1915 году и разгрома Турцией Армении в 1920 году мы бежали именно в Россию — это было единственное место, где мы могли спастись. Меня этой ерундой из учебников не смутить. Я больше беспокоюсь, что таким вещам будут учить молодых людей и они в это поверят — так, как учили грузин, что Россия не спасла их народ от турок и персов, а оккупировала и подчинила. Так же, как убедили в «оккупации» поляков, украинцев, молдаван. Армения сейчас не в очень хорошем состоянии. И лично я боюсь: случись самое плохое, Россия за нас уже не заступится».
Задурить школьников легко
… Понятно, что отношения России и Армении после распада СССР не всегда были безоблачны. Однако искажать историю и выдумывать какую-то бульварную фантастику — неправильно и вредно. Хорошо, если сейчас у нас в политике имеются разногласия, причём тут XIX век и тысячи русских солдат, а также русский драматург Грибоедов, сложившие головы за освобождение армян? Зачем учить детей фальшивым словам, и вкладывать им в голову то, чего не было? К сожалению, задурить школьников легче, чем представляется. Молодое поколение соседней с Арменией Грузии уже ничего не помнит о знаменитом «Прошении на коленях» 1800 года, где царь Картли-Кахетии Георгий XII умолял российского императора Павла I принять грузин под русское покровительство: сейчас данное событие именуется в грузинской историографии «оккупацией». При всём этом, я хочу подчеркнуть – отношение к русским среди армян замечательное. Меня всегда встречали радушно, и ни разу не было ни единого случая, чтобы человек отказался говорить со мной на русском языке, как (редко, но всё же) встречалось в соседней Грузии. Ни один (!) армянин (а я говорил с десятками людей) не похвалил дурацкое исправление в школьном учебнике. Как минимум, все называли это «провокацией» и «идиотизмом».
… Поздним вечером я общаюсь за хорошим столом (это всё-таки Кавказ) с человеком прозападных убеждений. Он аналогично против реформы учебника, но Россией недоволен. «Видите ли, — сообщаю я ему. — Понимаю, это задумано, чтобы Россию подразнить, уколоть — но так поступать глупо. Случись у вас совсем ужасная ситуация, безвыходная — наши вспомнят ваши учебники и помогать не впишутся. Вы меня извините, но Армения в нынешних границах существует лишь потому, что большевики не отдали её Турции. Хотя бы за это следует сказать «спасибо». «Я не хочу, чтобы такому учили детей», — соглашается мой собеседник. — И понимаю, что выпады против России могут плохо закончиться. Надеюсь, пункт про аннексию исправят». Я тоже надеюсь. Поскольку от этого может пострадать именно Армения.