А «Жнецы» всё падали и падали. Чёрная полоса MQ-9 Reaper не кончается. Очередное падение поставит крест на американо-индийской сделке?
У каждого даже самого хорошего аппарата бывают в биографии чёрные полосы. К примеру, в феврале-марте 2024 года такой период неприятностей пережил даже знаменитый американский вертолёт McDonnell Douglas AH-64 Apache. С разницей в два-три дня по техническим причинам рухнуло сразу семь «Апачей», и главный ударный актив армейской авиации США и самый распространенный ударный вертолёт на планете на какое-то время отстранили от полётов. Ещё одним ярким неудачником этого года стал флагманский дрон ВВС США MQ-9 Reaper. И если бы «Жнеца» в очередной раз сбили хуситы, я бы даже не брался писать материал, настолько рутинным стал процесс заземления таких аппаратов в небе Йемена. Но нынешний эпизод кажется одновременно и комичным, и очень печальным для перспектив американо-индийского военно-технического сотрудничества.
Индия уже четвертый год нудно и душно ведет с Соединенными Штатами переговоры о покупке одной из многочисленных модификаций MQ-9 Reaper — MQ-9B Sea Guardian. Дебаты вокруг этой сделки, как всегда, идут в особо дружественной обстановке. Индийцы всеми правдами и неправдами выпрашивают технологии и преференции, а представители США думают, как бы ловчее облапошить скандального клиента. Индийцы уже выразили принципиальное согласие на покупку 31 единицы, но попросили два дрона на прокат, чтобы, так сказать, погонять и лично убедиться в их боеспособности. Обычно так не делается, но индийский рынок оказался настолько интересен американцам, что они таки пошли на этот беспрецедентный шаг. Летом 2020 года два новеньких БПЛА MQ-9B Sea Guardian были перевезены транспортными самолётами с завода Дженерал Атомик в Сан-Диего на авиабазу военно-морских сил в Ченнае (бывш. Мадрас). Американцы к управлению дронами индийцев пускали только эпизодически, и занимались лишь удобной им демонстрацией, налетав таким образом несколько тысяч часов. В целом, что называется, клиент клюнул и продолжал активно созревать, когда вдруг начался катастрофический йеменский падеж «Жнецов». И, к слову сказать — не только йеменский.
В июне 2024 года хуситы не только перехватили управление дроном, но и умудрились захватить его относительно целым. Фото АРВ июне 2024 года хуситы не только перехватили управление дроном, но и умудрились захватить его относительно целым. Фото АР
Ещё один дрон упал в Польше, и в причастности к потере им управления тогда подозревали российские системы радиоэлектронного противодействия. Сбивали «Жнеца» и в Ираке. В общем, плохой год, что и говорить. В июне хуситы посадили, перехватив управление, ещё один беспилотник. Казалось, хуже репутационного фона для сделки и придумать сложно. Но и этот инцидент оказался не самым неприятным унижением Sea Guardian. Позавчера днём, в ходе демонстрационных полётов, он упал прямо на глазах высшего командования ВМС Индии, где у американского аппарата довольно много критиков. Там и без подобных происшествий ценник дрона в 132 млн долларов считали просто грабежом среди бела дня, а тут ещё такая затяжная чёрная полоса.
Казалось бы, в любой другой ситуации сделка была бы обречена. Но достаточно вспомнить другой контракт Индии, на знаменитые гаубицы ВАЕ М777. «Три топора» тогда эпично развалились прямо в ходе генеральных испытаний после второго выстрела. Но даже это не помешало Нью-Дели довести скандальный контракт до конца. И если эту сделку курирует один из мощных лоббистских кланов Индии, то MQ-9B Sea Guardian индийцы приобретут. Хотя противников сделки становится всё больше.